27 ноября 2023 года Министерство образования установило регламенты для дистанционного обучения по образовательным программам на всех уровнях обучения. Это касается начального, среднего и послесреднего уровней, сообщает Bizmedia.kz.
Дистанционка в школах и колледжах: утверждены правила организации учебного процесса
В организациях общего среднего, технического и профессионального образования дистанционное обучение проводится в следующих случаях:
- Введение чрезвычайных обстоятельств, включая карантинные меры в определенных административно-территориальных единицах.
- Неблагоприятные метеорологические явления.
- Наличие медицинского заключения об ученике от врачебно-консультационной комиссии.
- Участие студентов в международных и республиканских учебно-тренировочных сборах, спортивных соревнованиях, интеллектуальных и творческих мероприятиях.
- Заявление родителей или законных представителей.
В случае введения чрезвычайного положения и ограничительных мер, включая карантин, дистанционное обучение организуется на основании приказа образовательных управлений регионов, городов Астаны, Алматы и Шымкента. При неблагоприятных метеоусловиях организация дистанционного обучения осуществляется по приказу образовательного управления области, города республиканского значения и столицы. Для обучающегося, имеющего медицинское заключение от ВКК, дистанционное обучение проводится на основе заключения ВКК. Срок и период дистанционного обучения определяются в соответствии с медицинскими рекомендациями, указанными в заключении ВКК.
Учащимся, столкнувшимся с ограничениями в здоровье или неспособным регулярно посещать образовательные учреждения, предоставляются возможности для асинхронного и/или синхронного обучения, а также самостоятельного изучения учебных материалов по решению образовательной организации.
В случае участия в международных или республиканских обучающих и тренировочных сборах, спортивных соревнованиях, интеллектуальных и творческих конкурсах, или фестивалях, дистанционное обучение проводится по заявлению обучающегося, родителя или законного представителя обучающегося, которое направляется руководителю образовательной организации. Это осуществляется на основании приказа или письма уполномоченного государственного органа, подтверждающего участие обучающегося в данных мероприятиях и указывающего сроки.
Однако, не предусмотрено предоставление дистанционного обучения для участников указанных мероприятий, находящихся в зонах военных действий или регионах с террористической угрозой, а также на приграничных территориях.
После участия в международных или республиканских обучающих и тренировочных сборах, спортивных соревнованиях, интеллектуальных и творческих конкурсах, или фестивалях, учащийся средней образовательной организации должен пройти суммативное оценивание по разделу или сквозной теме (СОР) и суммативное оценивание за четверть (СОЧ). Если сроки не совпадают, проведение СОР и СОЧ осуществляется в соответствии с индивидуальным графиком.
Дистанционное обучение по заявлению родителей организуется:
- в школах решением педагогического совета и Попечительского совета на основании показателей успеваемости, наличии условий для дистанционного обучения с учетом мнения ребенка, заключения школьного психолога, акта жилищно-бытовых условий проживания обучающихся, за исключением случаев выезда обучающихся в зоны боевых действий и (или) террористической опасности, а также приграничные с ними регионы;
- в организациях ТиППО на основании решения педагогического или методического (учебно-методического либо научно-методического) совета.
При организации дистанционного обучения в школе:
- школа предоставляет обучающемуся Типовые учебные программы по учебным предметам, календарно-тематические планы, учебники, графики проведения СОР и СОЧ, текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации;
- родители или иные законные представители самостоятельно организуют учебные занятия обучающегося и его социализацию через дополнительное образование (секции, спорт, творческие, образовательные кружки);
- обучающийся осваивает учебные программы соответствующего уровня образования, своевременно проходит текущую (СОЧ), промежуточную и итоговую аттестацию в очном формате по месту нахождения школы;
- по результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации педагогический совет принимает соответствующее решение о продлении дистанционного обучения обучающегося или переводе его на традиционный формат обучения;
- в процессе обучения обучающийся обращается по слабоусвоенным темам к учителям-предметникам, в других случаях при необходимости к школьному психологу, медицинскому работнику, инспектору по делам несовершеннолетних, социальному педагогу организации среднего образования;
- обучающийся участвует в спортивных и школьных и внешкольных мероприятиях организации образования;
- школа, за которой закреплен обучающийся, обеспечивает ему бесплатное пользование спортивными, читальными, актовыми залами, компьютерными классами и библиотекой.
Дистанционное образование по просьбе родителей устанавливается:
- в образовательных учреждениях по решению педсовета и совета опекунов, учитывая успеваемость ученика, наличие условий для онлайн-образования, мнение ребенка, заключение школьного психолога, акт о жилищных условиях ученика, за исключением случаев, когда ученик отправляется в зону военных действий или террористической угрозы, а также регионы, граничащие с ними;
- в органах ТиППО на основании решения педагогического или методического (учебно-методического либо научно-методического) совета.
В процессе реализации дистанционного обучения в школе:
- учебное заведение предоставляет учащемуся стандартные учебные программы по предметам, календарные тематические планы, учебники, расписание экзаменов и консультаций, текущий, промежуточный и государственный итоговый контроль;
- родители или другие законные представители самостоятельно организуют занятия ученика и его социализацию через дополнительное образование (кружки, спорт, творческие и образовательные группы);
- ученик осваивает учебные программы соответствующего уровня образования, своевременно проходит текущую (СОЧ), промежуточную и итоговую аттестацию в очной форме в школе;
- по итогам текущей, промежуточной и итоговой аттестации педагогический совет принимает соответствующее решение о продлении дистанционного обучения ученика или переводе его на традиционный формат обучения;
- во время обучения ученик обращается к учителям по сложным темам, в других случаях при необходимости к школьному психологу, медработнику, инспектору по делам несовершеннолетних, социальному педагогу среднего образовательного учреждения;
- ученик принимает участие в спортивных и школьных и внешкольных мероприятиях образовательной организации;
- учебное заведение, к которому прикреплен ученик, обеспечивает ему бесплатное пользование спортивными, чтительными, актовыми залами, компьютерными классами и библиотекой.
Образовательным учреждениям ТиППО предоставляется право самостоятельно определить список дисциплин или модулей, которые могут быть изучены в дистанционном формате, их утверждение происходит указом директора. Важно отметить, что в учебных заведениях ТиППО разрешено перевести на дистанционное обучение не более 20% от общего количества академических часов/кредитов за весь период обучения в соответствии с учебным планом. При этом исключаются часы/кредиты, выделенные на производственное обучение и профессиональную практику по специальностям и квалификациям. Ограничения не применяются к студентам, имеющим заключение ВКК о состоянии здоровья, а также участвующим в международных и республиканских учебно-тренировочных сборах, спортивных состязаниях, интеллектуальных и творческих конкурсах и фестивалях.
Критерии для образовательных учреждений, предлагающих дистанционное и онлайн обучение
Организации, имеющие в своем ведении программы начального, среднего, общего и дополнительного образования, включая техническое и профессиональное обучение, должны соответствовать определённым требованиям для предложения дистанционного и онлайн-образования по программам технического и профессионального обучения (ТиППО). Это включает в себя:
- доступ к информационно-коммуникационным технологиям и телекоммуникационным средствам для подключения к интернету и организации учебного процесса;
- возможность быстрого доступа к информационным и цифровым ресурсам;
- наличие системы управления обучением;
- исполнение требований к документации, которую необходимо вести преподавателям в соответствии с приказом Министерства образования и науки РК от 6 апреля 2020 года;
- наличие у учителей сертификатов, подтверждающих прохождение курсов по информационно-коммуникационным технологиям;
- обеспечение обучения с помощью цифровых образовательных ресурсов;
- включение образовательной программы ТиППО в реестр образовательных программ по соответствующей специальности;
- соблюдение минимальных требований к информационным объектам в области образования, согласно приказу министра просвещения РК от 14 ноября 2022 года.
Приказ вступает в силу 10 декабря 2023 года.