Рост капитализации Nvidia в 100 раз за последние 10 лет до $1.2 трлн является показателем отрыва рыночных связей от реальности, размышляет Bizmedia.kz.
Nvidia стала образцом успешной бизнес-модели, которой уделено внимание как общественностью, так и инвестиционными фондами. Рынок часто обладает упрощённым двоичным подходом, сосредоточенное внимание которого кратковременно и ограничено.
Держать в фокусе более трех успешных кейсов одновременно для рынка является большим вызовом, но всегда присутствует желание обратить внимание на что-то новое.
Биотехнологические стартапы были в центре внимания 10 лет назад, тема ESG и электромобили — 5 лет назад, а сейчас модными стали компании, работающие в области ИИ. Tesla увеличила свою стоимость в 30 раз за два года с 2019 по 2021.
Вопрос в том, есть ли разумные и фундаментальные основания для такого стремительного роста капитализации у «историй успеха»? Безусловно, каждая успешная история обычно находится на переднем крае технологического прогресса, идя от низкого уровня роста к формированию новых отраслей или стандартов отрасли.
В начале 90-х годов лидерами были телекоммуникационные компании, а в середине 90-х — производители полупроводников. Это нормальное явление, возникающее при перегретых ожиданиях, концентрации капитала и информационного фокуса на инновационных объектах.
Важными факторами для роста «историй успеха» являются наличие свободной ликвидности и склонность к риску в достаточном объеме.
Следовательно, образование «пузырей» активов – естественное следствие наличия избыточной ликвидности и привлечения к сомнительным/неустойчивым/рискованным предприятиям. В периоды кризиса или дефицита средств на финансовые «пузыри» просто не хватает ресурсов.
Из того факта, что Nvidia и подобные компании достигают беспрецедентных показателей корпоративных/рыночных мультипликаторов, следует, что в системе всё еще существует избыток ликвидности.
Инвесторы непрерывно исследуют рынок в поисках возможностей для утилизации капитала и всегда готовы к присоединению к новому тренду. Феномен «пузыря» является ключевым показателем, отражающим реальную предрасположенность к риску.
В чем же заключается проблема, если существуют фундаментальные обоснования? Несмотря на то, что каждый случай экспоненциального роста всегда имеет твердые доводы «ЗА», в действительности все развивается по заранее определенному сценарию.
- Рынок обнаруживает низкую базу с высоким потенциалом роста на основе фундаментальных макроэкономических или технологических аргументов.
- Средства массовой информации начинают активно обсуждать «объект желания», создавая символический капитал, культы, легенды, истории успеха.
- Рынок привлекает инвестиции, ускоряя рост капитализации.
- Темпы роста реальных показателей значительно отстают от темпов роста капитализации.
- Рынок насыщается одной идеей и начинает искать новые «объекты желания», в то время как скорость роста финансовых показателей прошлых кумиров стабилизируется или даже начинает снижаться.
- «Пузырь» лопается с драматическими последствиями, когда скорость падения почти всегда превышает скорость роста капитализации. Занавес.
Несмотря на то, что инвестиции и развитие ИИ продолжают ускоряться, рынок уже учел 10 лет экспоненциального роста физических показателей, и любое отклонение немедленно приведет к лопнувшему «пузырю». И следующий «пузырь», возможно, уже готов.