Чарльз Мунгер, ушедший из жизни во вторник, преодолел путь от работы у деда Уоррена Баффета за 20 центов в час во времена Великой депрессии до более чем четырех десятилетий в роли правой руки Баффета и ключевой фигуры в Berkshire Hathaway Inc., передает Bizmedia.kz.
Семья Мунгера сообщила, что он скончался мирно во вторник утром в одной из калифорнийских больниц, как указано в сообщении Berkshire.
Партнерство Мунгера и Баффета является одним из самых успешных в истории бизнеса. Они превратили компанию Berkshire, базирующуюся в штате Небраска, в многомиллиардный конгломерат с десятками подразделений.
Несмотря на явные различия в стиле и подходе к инвестированию, партнерство, которое началось формально в 1975 году, когда они объединились в Berkshire, где Баффет стал председателем совета директоров, а Мунгер — вице-председателем в 1978 году, процветало.
Известный почти повсеместно как Чарли, Мунгер в своих высказываниях использовал грубые формулировки и лаконичные фразы, при этом обсуждая инвестиции, экономику и недостатки человеческой природы.
Он сравнивал банкиров с неконтролируемыми «героиновыми наркоманами», называл биткойн виртуальной валютой «крысиным ядом» и заявил на телеканале CNBC, что «золото — отличная вещь для вшивания в одежду, если вы еврейская семья в Вене в 1939 году, но я думаю, что цивилизованные люди не покупают золото. Они инвестируют в продуктивный бизнес».
Мунгер также был критически настроен по отношению к компании Berkshire, которая принесла миллиарды не только ему и Баффету, но и многим из их первых акционеров. «Я считаю, что популярность Berkshire Hathaway объясняется, по крайней мере частично, тем, что мы выглядим как люди, которые нашли удачу», — сказал Мунгер в 2010 году. «Это не гениальность. Это просто избегание глупостей».
РАСШИРЕНИЕ ГОРИЗОНТОВ БАФФЕТА
Мунгер и Баффетт различались в политических взглядах: Мунгер был республиканцем, а Баффетт — демократом. Они также имели различные личные интересы. Например, Мунгер был увлечен архитектурой и проектировал такие здания, как огромная резиденция для Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, известная как «Дормзилла». С другой стороны, Баффетт утверждал, что не знает цвета обоев в своей спальне.
Тем не менее, в Berkshire они были неразлучны и поддерживали друг друга. Они никогда не ссорились, как отмечал сам Баффетт. Во время ежегодных собраний Berkshire они отвечали на вопросы акционеров в течение пяти часов, и Мунгер обычно говорил: «Мне нечего добавить», после ответа Баффетта. Он часто добавлял комментарии, вызывая аплодисменты и смех.
«Я чуть менее оптимистичен, чем Уоррен», — сказал Мунгер на ежегодном собрании в 2023 году, вызвав смех после того, как Баффетт выразил свой привычный оптимизм в отношении будущего Америки. «Я считаю, что лучший путь к человеческому счастью — это меньше ожиданий».
Как и Баффетт, Мунгер был поклонником знаменитого экономиста Бенджамина Грэма. Однако Баффетт считает, что именно Мунгер подтолкнул его к тому, чтобы сосредоточиться в Berkshire на приобретении отличных компаний по справедливым ценам, а не справедливых компаний по отличным ценам.
«Чарли подтолкнул меня к тому, чтобы я не просто покупал выгодные сделки, как учил меня Бен Грэм», — сказал Баффетт. «Это была сила ума Чарли. Он расширил мои горизонты».
ОРАКУЛ ИЗ ПАСАДЕНЫ
Баффета прозвали поклонники «Оракулом Омахи», но Мунгер также пользовался большим уважением у последователей, которые называли его «Оракулом Пасадены» в честь его родного города в Калифорнии.
Большинство публичных высказываний Мунгера он делал на ежегодных собраниях Berkshire, инвестиционной компании Wesco Financial Corp (выкупленной Berkshire в 2011 году), а также на собраниях Daily Journal Corp, издательской компании, которую он возглавлял в течение 45 лет.
Для поклонников Мунгера он был не только знаменитым инвестором, но и мудрым и остроумным человеком. Многие из его наблюдений были собраны в книге «Альманах бедного Чарли: Остроумие и мудрость Чарльза Т. Мунгера» с предисловием Баффета.
В 2020 году Мунгер сказал акционерам Daily Journal: «Меня воспитывали люди, которые считали моральным долгом быть настолько рациональным, насколько это возможно. Это понятие сыграло важную роль в моей жизни».
Во время самой тяжелой рецессии в США с момента Великой депрессии в 2009 году Мунгер попытался успокоить своих последователей, сказав на ежегодном собрании Wesco: «Если вы будете ждать, пока экономика восстановится в достаточной мере для покупки акций, то почти наверняка уже будет слишком поздно».
После этого собрания обозреватель Los Angeles Times и инвестор Wesco Кэти Кристоф написала о Мунгере: «Он дает нам надежду».
TET-A-TET
Чарльз Мунгер родился 1 января 1924 года и в юности работал в магазине в Омахе, который владел его дед, Эрнест Баффет. Хотя Баффет и Мунгер работали в одном месте, они не пересекались друг с другом, поскольку Мунгер был старше на шесть с половиной лет.
Впоследствии Мунгер поступил в Мичиганский университет, однако преждевременно бросил учебу, чтобы стать метеорологом в авиационном корпусе армии США во время Второй мировой войны. Не получив высшего образования, Мунгер в 1948 году окончил юридический факультет Гарвардского университета.
После этого он начал практиковать юриспруденцию в Лос-Анджелесе и стал одним из основателей юридической фирмы, известной ныне как Munger, Tolles & Olson. Однако в середине 1960-х годов он переключился на управление инвестициями в акции и недвижимость.
Мунгер добился успеха, и в период с 1962 по 1975 год его инвестиционная компания Wheeler, Munger & Co. легко превзошла широкий рынок. По словам биографа Уоррена Баффета, Элис Шредер, Мунгер познакомился с Баффетом в Омахе в 1959 году, когда они встретились в частной комнате клуба «Омаха» и начали беседовать, представленные друг другу.
Вскоре их разговоры переросли в часовые телефонные разговоры. Когда муж второй жены Мунгера, Нэнси, спросила, почему Мунгер уделяет Баффету столько внимания, он ответил: «Ты не понимаешь, это не обычный человек».
ЗНАНИЕ СВОЕЙ СРЕДЫ
Эти двое разделяли принципы «стоимостного инвестирования», которые придерживался Грэм: они искали компании с низкой стоимостью акций, но с надежным бизнесом. Иногда Мунгер и Баффетт называли такие компании «окурками сигар», то есть компаниями, которые вышли из моды, но еще продолжали приносить прибыль. Некоторые из них оказались очень успешными и принесли долгосрочную прибыль.
Оба предпочитали избегать технологических компаний и других видов бизнеса, которые они считали непонятными. Это помогло им избежать неудач после краха доткомового пузыря в конце 1990-х годов. Вместо этого они делали исследования и вкладывались в компании, такие как железнодорожная компания BNSF и производитель кетчупа H.J. Heinz Co, которую Berkshire и 3G Capital приобрели в 2013 году. Позже Berkshire и 3G объединили Heinz с Kraft Foods.
Также Мунгер предложил Баффету инвестировать в китайскую компанию BYD Co, которая занимается производством автомобилей и аккумуляторов.
Мунгер также внес свой вклад в инвестиционный портфель Berkshire, введя Тодда Комбса и Теда Вешлера в команду.
Несмотря на то, что Баффет завел аккаунт в Twitter, Мунгер не был приверженцем социальных сетей. Он считал, что это не его мир и предпочитал сохранять свою простоту и спокойствие.
Мунгер также был скептически настроен к искусственному интеллекту, считая, что традиционный интеллект работает достаточно хорошо.
Он вел скромный образ жизни, продолжая использовать собственный автомобиль, хотя в последние годы жизни приходилось пользоваться инвалидным креслом.
Мунгер был щедрым филантропом, выделив в 2013 году более 100 миллионов долларов на строительство жилья в Мичиганском университете.
Нэнси Мунгер ушла из жизни в 2010 году. У Чарли Мунгера было шестеро детей и двое приемных.