Глава мебельной компании Industry West, Джордан Ингленд, признает, что китайские поставщики его фирмы являются одними из лучших. Однако, в свете геополитических событий и замедления темпов экономического роста, он принял решение увеличить закупки продукции из Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и Мексики, передает Bizmedia.kz.
«Я стремлюсь уйти от зависимости от Китая», — поделился своими мыслями Энгланд, генеральный директор и соучредитель компании Industry West, базирующейся во Флориде. Ранее компания применяла стратегию «Китай плюс один», разнообразив закупки, чтобы не полностью зависеть от китайских поставщиков. Однако, сейчас стратегия изменилась на «плюс 10», где Китай стал второстепенным поставщиком, в то время как объемы продукции сокращаются.
Негативное отношение зарубежных инвесторов к Китаю сохраняется в течение большей части текущего года. Данные, опубликованные в последний месяц, подтверждают, что стратегии снижения рисков оказывают негативное влияние на вторую по величине экономику мира. Опросы показали неожиданное сокращение объемов производства в октябре, а экспорт продолжил свое падение. Китай впервые в истории столкнулся с квартальным дефицитом прямых иностранных инвестиций в июле-сентябре, что свидетельствует об оттоке капитала.
Николас Ларди, старший исследователь в Институте международной экономики Петерсона, отметил в своей записке, что новые данные свидетельствуют о том, что иностранные компании не только отказываются от реинвестирования прибыли, но также продают свои существующие инвестиции и выводят средства из страны.
Эта тенденция может привести к дальнейшему ослаблению юаня и ограничению потенциала экономического роста Китая, добавил он.
«В последние годы масштаб, доля и темпы роста иностранных инвестиций, привлекаемых Китаем, оставались на относительно высоком уровне», — отметил представитель Министерства торговли КНР Хэ Ядун в ответе на вопрос Reuters.
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Предпринимателей давно волнуют геополитика, ужесточение регулирования и лучшие условия для государственных компаний. Однако впервые за четыре десятилетия, прошедшие с момента открытия Китая для иностранных инвестиций, руководители компаний начали беспокоиться о долгосрочных перспективах роста.
Опрос, проведенный на прошлой неделе аналитическим центром The Conference Board, показал, что более двух третей руководителей компаний заявили, что спрос в Китае не вернулся на уровень, существовавший до кризиса. Кроме того, 40% из них ожидают сокращения капиталовложений в страну в ближайшие шесть месяцев, а также столько же — сокращения рабочих мест.
Несмотря на замедление темпов роста мировой экономики, Китай выражает уверенность в росте своей экономики: политические консультанты прогнозируют увеличение валового внутреннего продукта примерно на 5% к 2024 году, а к 2035 году страна намерена удвоить объем экономики.
Тем не менее, Англия выразила свою озабоченность тем, как ее китайские поставщики, которые также производят товары для внутреннего рынка, будут справляться с серьезным спадом на рынке недвижимости в стране.
«Мне беспокоит, что на этих фабриках количество рабочих может сократиться с 500 до 200 или 100 человек», — сказал он.
ОТКРЫТЫ ДЛЯ БИЗНЕСА?
По словам представителей торговых организаций, заявления премьера Ли Цяня о том, что Китай открыт для бизнеса иностранных инвесторов после пандемии, вызвали скептическую реакцию в некоторых западных залах советов директоров. Это связано с более широким законом о борьбе со шпионажем, рейдами на консультационные фирмы и фирмы, занимающиеся комплексной проверкой, а также запретами на выезд из страны.
Ожидается, что во вторник Ли выступит с аналогичным призывом на открывающейся в стране выставке China International Supply Chain Expo, где он планирует рассказать о преимуществах Китая в области цепочек поставок. «Руководители иностранных компаний здесь стремятся продолжать работу в Китае», — отметил президент AmCham Майкл Харт, добавляя, что «американские советы директоров остаются настороженными».
Европейские компании высказывают опасения относительно честной конкуренции из-за государственного кредитования китайских производителей, а Ноа Фрейзер, управляющий директор Канадско-Китайского делового совета, отмечает, что «остаются неразрешенными проблемы» после задержания двух канадцев в период с 2018 по 2021 год.
В области прямых инвестиций, несмотря на то, что фонды, сфокусированные на Азии, направляют свой капитал в Китай, данные компании Preqin указывают на то, что ни один из фондов, специализирующихся на выкупе в Китае, не привлекл никаких средств в 2023 году, в отличие от 210 миллионов долларов в 2022 году и 13,2 миллиарда долларов в 2019 году до пандемии.
Основатель Primavera Capital, Фред Ху, отмечает растущую макроэкономическую неопределенность, «неопределенность на рынке капитала» и сохраняющуюся обеспокоенность по поводу прошлых регулятивных ограничений в отношении быстро развивающихся отраслей, таких как технологии и образование.
«Технологические компании и другие частные предприятия должны иметь возможность обращаться к государственным рынкам для финансирования и ликвидности, поэтому текущая рыночная ситуация в Китае наносит значительный ущерб реальной экономике», — говорит Ху, добавляя, что частные инвестиционные компании, специализирующиеся на Китае, перенаправляют свой капитал в Юго-Восточную Азию, Австралию и Европу.
Несмотря на проблемы, потоки иностранных инвестиций не ограничиваются в одном направлении. Многие компании, особенно в сфере розничной торговли, продолжают ориентироваться на огромный китайский рынок. На прошлой неделе компания McDonald’s (MCD.N) объявила о сделке по увеличению доли в своем китайском бизнесе.
Один из руководителей одной из европейских гостиничных сетей, высказавшийся конфиденциально из-за чувствительности темы, заявил, что его компания пока довольна реинвестированием прибыли в Китай.
«Мы осведомлены о политической и, конечно, экономической ситуации», — говорит он, добавляя, что последние данные «не вызывают гордости».
«Это медленный процесс, но он оправдывает наше ожидание».