Казахстан сталкивается с ограниченностью и высокой стоимостью местного сырья, а ситуацию усугубляет введенное осенью ограничение на импорт зерна из России на автомобильном транспорте, отмечает Atameken Business. Представители отрасли настаивают на отмене этих ограничений для обеспечения бесперебойной поставки зарубежного сырья. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
Весной текущего года было введено ограничение на импорт зарубежного зерна на автомобильном транспорте, в ответ на возросший объем серого импорта пшеницы. Впоследствии, осенью, запрет был продлен на полгода, и были установлены ограничения на железнодорожные перевозки. Перевозка пшеницы разрешена только мукомольным заводам, элеваторам и птицефермам в вагонах, согласно спискам министерства сельского хозяйства. Однако, зернопереработчики выразили недовольство работой казахстанских железных дорог (КТЖ).
«Мы сталкиваемся с постоянными проблемами в виде невыполненных отгрузок из-за недостатка вагонов, их скопления и неправомерного несогласования планов отгрузок. Это порождает проблемы с транспортировкой и своевременным производством муки, что, в свою очередь, подвергает риску продовольственную безопасность страны», — заявил президент союза зернопереработчиков Казахстана Жомарт Мотышев.
Из-за проблем с урожаем спрос на импортную пшеницу увеличился. Однако, национальный грузоперевозчик отрицает наличие проблем с логистикой и согласованием планов. Представители КТЖ утверждают, что перевозки осуществляются в соответствии с утвержденным регламентом.
«Мы обязаны экспортировать три миллиона тонн пшеницы из России. Все это обеспечивается в соответствии с планом. Никаких логистических проблем не наблюдается. У нас есть план, и мы доставляем зерно на заводы в соответствии с ним», — заявил председатель правления АО «Қазақстан темір жолы» Нурлан Сауранбаев.
Несмотря на утверждения мукомолов о необходимости отмены запрета на импорт российской пшеницы автомобильным транспортом, существует весомое сопротивление. Они предлагают использовать подход, аналогичный железнодорожным перевозкам, с использованием списков, координируемых с НПП и МСХ. По их мнению, без этого решения возможны проблемы с поставками для производителей зерновых, учитывая ограниченное количество местного высококачественного зерна и его высокую стоимость. В министерстве сельского хозяйства отмечают, что такие обращения получают регулярно.
«Межведомственная комиссия по формированию внешнеторговой политики принимает во внимание все подобные вопросы. Решения будут приниматься на основе предложений всех заинтересованных сторон», — подчеркивает Саят Хамзин, руководитель управления внешней торговли МСХ РК.
В то время как сельскохозяйственные производители выступают против отмены этого запрета. Перед введением ограничений они выражали недовольство давлением дешевой российской пшеницы на местный рынок, что приводило к снижению цен.
«Нам нужен баланс. Местное зерно не должно быть игнорировано в пользу дешевого импорта. Несомненно, процесс производства муки может потребовать некоторых корректировок, учитывая различные технологии, добавки и так далее», — заявила Светлана Михайленко, член Ассоциации производителей сельскохозяйственных товаров Костанайской области.
В этом году около половины урожая в Казахстане составляет зерно низкого качества. В результате стоимость пшеницы 3 класса значительно выросла, достигая 130-135 тыс. тенге, в отличие от российского зерна, цена которого с учетом доставки составляет 105-110 тыс. тенге, по данным Союза зернопереработчиков.