В последние годы в Казахстане стало практикой привлекать «долгосрочные» средства через внебюджетные фонды. Это включает фонды, основанные на депозитах, такие как Государственный фонд социального страхования, Фонд социального медицинского страхования, ЕНПФ, а также с использованием сверхприбыли из добывающих секторов экономики, например, Национальный фонд Казахстана, сообщает Bizmedia.kz со ссылкой на Telegram-канал Tengenomika.
Почему инвестирование именно «пенсионных денег» в энергетику Казахстана очень плохая идея?
Как сообщало издание The Tenge, Национальный банк ранее объявил о планах инвестировать средства ЕНПФ в облигации НУХ «Байтерек» на сумму 500 млрд тенге для проектов в области машиностроения, металлургии, пищевой и легкой промышленности, строительства, инфраструктуры и других сфер, сотрудничая с «Байтереком», БРК и Фондом развития промышленности. Однако возникает вопрос: являются ли эти действия настоящими инвестициями или просто заглушкой для госбюджета?
Международный валютный фонд также высказался против финансирования инфраструктурных проектов за счет ЕНПФ, справедливо полагая, что финансирование инфраструктуры следует осуществлять из бюджета.
Кумулятивно, все эти фонды к концу прошлого года примерно достигли 45 трлн тенге. Например, только в ЕНПФ на 1 ноября текущего года активы составляли 17,2 трлн тенге. Важно помнить, что пенсионные активы гарантируют достойную жизнь граждан после завершения профессиональной карьеры. Поэтому инициативы по досрочному изъятию этих средств, такие как в 2021 году, уже создали значительные риски для будущих выплат. Использование этих средств для решения актуальных инфраструктурных задач в энергетике, связанных с государственным регулированием цен и высоким износом объектов генерации электроэнергии, подвергает их безопасность угрозе.
Мы полностью не согласны с утверждением министра энергетики Казахстана Алмасадама Саткалиева, который утверждает, что инвестиции в энергетику являются очень надежными, особенно внутри страны, где государство регулирует цены, и где есть строгая дисциплина платежей, платежеспособный спрос и дефицит электроэнергии.
Вероятно, инвестиции в инфраструктуру считаются менее привлекательными из-за государственного регулирования цен, что не позволяет ожидать более высокой прибыльности, а также из-за затрат на обновление и обслуживание инфраструктуры.
В общем, привлечение средств через внебюджетные фонды без отчетности, по крайней мере, в госбюджете, создает значительные риски неэффективного использования выделяемых ресурсов.