Тони Сьонг — один из последних посетителей прекрасных офисных башен в новейшей части Шэньчжэня, созданных для демонстрации китайского экономического великолепия. Он не проводит много времени в этом районе. Во время большинства обеденных перерывов он уезжает на 20-30 минут в более жилые районы Шэньчжэня, чтобы поесть лапшу с говядиной в семейных ресторанах и затем вернуться на работу.
«В Цяньхае — это либо короткая прогулка до торгового центра под солнцем, либо отвратительная еда в кафе», — говорит 30-летний сотрудник финансовой службы государственной недвижимостной компании. «Я не люблю находиться там».
Не только офисные работники жалуются на непривлекательность Цяньхая — особой экономической зоны, где мечты китайцев о мировом финансовом могуществе и экономическом процветании, которые когда-то казались неизбежными, теперь затмеваются полупустыми небоскребами, торговыми центрами и почти не используемыми автострадами.
Этот район Шэньчжэня был открыт для бизнеса более десяти лет назад после первоначальных инвестиций в размере 45 миллиардов долларов, и государственные СМИ называли его Гонконгом материкового Китая: будущим международным технологическим и финансовым центром, испытательным полигоном для либерализации рынков и доступа к информации.
Однако интервью, проведенные агентством Reuters с 10 руководителями и инвесторами, а также экспертами по недвижимости, дипломатами и экономистами, а также с 10 рабочими в этом районе во время шести визитов в период с сентября по ноябрь, рисуют картину в основном заброшенного района, отказавшегося от своих реформаторских амбиций.
В то же время, по словам этих людей, Цяньхай изо всех сил пытается выделиться среди 2 500 других особых зон по всей Китаю, предлагая различные субсидии предприятиям, не заинтересованным в их посещении.
Пять экономистов и три дипломата, опрошенных Reuters, заявили, что проблемы Цяньхая отражают ограниченность старой китайской модели роста «построим, и они придут» — модели, которая великолепно сработала в Шэньчжэне, одной из первых и наиболее успешных особых экономических зон страны.
Согласно данным компании Knight Frank, несмотря на более низкие цены на аренду в Цяньхае, уровень вакантных офисных площадей в третьем квартале составил 28,9%, что является самым высоким показателем за последние три года по сравнению с 23,2% в Шэньчжэне в целом и 15,1%-17,1% в Пекине и Шанхае.
И это еще до завершения строительства самого высокого небоскреба в Китае, высотой более 1 000 метров, а также ряда других башен. Рост числа вакансий был следствием этого непрерывного строительства. Однако, согласно сообщению Reuters, три руководителя компаний по недвижимости, высказавшие свои мнения анонимно, отметили сложности в поиске новых участников, за исключением фирм, связанных с государством, из-за чрезвычайной актуальности данной темы.
По мнению аналитиков, Цяньхай и Китай должны возобновить рыночные преобразования, которые Пекин планировал провести в особой экономической зоне более десяти лет назад. Кроме того, экономика в целом должна больше полагаться на потребление домохозяйств, чтобы восстановить высокие темпы роста.
«Когда страна достигает такого уровня развития, как Китай сегодня, нельзя полагаться только на особые экономические зоны», — говорит профессор экономики международной бизнес-школы INSEAD, Антонио Фатас. «Рост становится значительно сложнее, требуется комплексные реформы».
Представители администрации Цяньхая и Информационного бюро Госсовета Китая не ответили на запросы Reuters о предоставлении комментариев относительно местных и макроэкономических проблем.
НЕВЫПОЛНЕННЫЕ ОБЕЩАНИЯ
За последние 40 лет Шэньчжэнь претерпел впечатляющую трансформацию — из деревушки он превратился в мегаполис с населением в 18 миллионов человек, на его территории разместились крупнейшие китайские компании. Этот город стал ярким примером успеха политики реформ и открытости, проводимой бывшим китайским лидером Дэн Сяопином. Дружелюбное отношение к бизнесу, заложенное в основу развития Шэньчжэня, было впоследствии повторено и другими городами, особенно в дельте Жемчужной реки, сопровождаясь безпрецедентным развитием инфраструктуры.
В 2010 году Пекин утвердил проект Цяньхай в качестве политической лаборатории для запуска новой волны роста Китая. Планировалось создание независимого антикоррупционного органа, подобного гонконгскому, проведение пилотного проекта по постепенному открытию капиталов и интернационализации юаня, а также обеспечение полной свободы Интернета на всей территории.
Когда в 2012 году председатель КНР Си Цзиньпин впервые посетил Цяньхай в качестве генерального секретаря Коммунистической партии и предсказал, что этот город станет «более особенным, чем особая экономическая зона», эти изменения показались лишь началом более открытого Китая.
Однако в последующие годы множество планов было отменено. По возвращении Си на 40-летие преобразований Дэн Сяопина в 2019 году настроение в стране испортилось: ужесточился государственный контроль над рынками, капитальный счет был в значительной степени закрыт после оттока капитала в 2015 году, усилилась цензура и слежка.
«Последние 10 лет не были связаны с реальными реформами и открытыми дверями», — говорит профессор финансов Гонконгского университета Чживу Чен. По его мнению, «вместо этого были проведены обратные реформы», что затормозило развитие Цяньхая.
«В прежние времена чиновников в Цяньхае поощряли и стимулировали к экспериментам с творческими инновациями в политике. В нынешней политической обстановке чиновники уделяют гораздо больше внимания минимизации рисков».
НИЗКИЕ НАЛОГИ, СУБСИДИИ
За счет обещанных изменений Цяньхай остается привлекательным за счет ряда факторов: относительно низкие подоходные налоги (15%), близость к Гонконгу, а также современные офисные и торговые объекты, при покупке которых предоставляются субсидии до 30 млн. юаней (4,1 млн. долларов), а при аренде — до 5 млн. юаней в год.
По информации администрации Цяньхая, в этом районе открыли свои офисы более 100 тыс. компаний, включая такие гиганты, как HSBC, UBS и Standard Chartered.
Согласно Витману Хунгу, делегату в парламенте Китая, Цяньхай привлекает семейные офисы, венчурные и частные инвестиционные фонды.
Однако агенты по недвижимости, руководители и инвесторы утверждают, что многие компании, зарегистрированные в Цяньхае, фактически никогда туда не переезжали.
«Фактически у нас там нет никакого присутствия, я даже никогда не был по адресу», — заявляет Брайан Миллер, владелец складского бизнеса, зарегистрированного в Цяньхае по рекомендации своего бухгалтера.
Один из руководителей технологических компаний, высказавшийся анонимно из-за чувствительности темы, отмечает, что его фирма арендует помещение в Цяньхае в целях налоговой оптимизации и поддержания хороших отношений с правительством. Планы по расширению деятельности в этом районе были отложены из-за замедления экономического роста. В настоящее время в Цяньхае у компании минимальный штат сотрудников.
«Это не проблема Цяньхая, это макроэкономическая проблема», — добавил он.
НЕСТАНДАРТНЫЕ УСЛОВИЯ
Другой недостаток заключается в том, что льготы в Цяньхае аналогичны тем, которые предлагаются в других особых зонах, таких как Наньша в Гуанчжоу и Хэнцинь в Макао, расположенных поблизости. Однако арендная плата в Цяньхае в два раза выше, чем в Хэнцине, и в шесть раз выше, чем в Наньше, по словам агентов.
«Ранее каждый район имел свою специфику, а теперь везде можно делать все, что создает слишком много запутанности», — говорит Клаус Зенкель, председатель Европейской торговой палаты в Южном Китае, добавляя, что новых европейских компаний там не появляется.
«Инфраструктура есть, но как убедить компании прийти?».
Проведенный в июне опрос среди 75 компаний показал, что только 44% из них оптимистично относятся к Greater Bay Area — другому названию кластера южных китайских городов, по сравнению с 68% в 2022 году.
Билл Денг, генеральный директор компании XTransfer, занимающейся трансграничным финансированием, отмечает, что он не планирует переезжать в Цяньхай. Гонконг обладает «свободной глобальной системой, талантами и опытом», — говорит он, добавляя, что материк «очень осторожно» относится к открытию финансовых рынков.
На улицах Цяньхая некоторые люди наслаждаются спокойствием. Инструктор по вождению считает этот район идеальным для первых уроков. Продавщица в магазине повышает свою игру на смартфоне.
В кафе, расположенном рядом со скалой, на которой каллиграфическим почерком Дэн написал «Цяньхай», бариста, назвавший только свою фамилию — Чжан, — проводит большую часть времени в беседе с коллегами.
«Клиентов не так много, и я не думаю, что многие приходят сюда ради камня. Иногда мне бывает скучно, но тишина — это хорошо», — говорит он.
(1 долл. = 7,2780 китайских юаней)