Казахстану необходимо объединиться с другими странами Центральной Азии, чтобы решить проблемы, связанные с дефицитом воды. Таковы рекомендации, высказанные в рамках Евразийского банка развития. Детали узнал корреспондент Bizmedia.kz.
Дефицит воды
Согласно словам зампредседателя Евразийского банка развития Евгения Винокурова, запуск водопровода Кош-Теп в Афганистане в 2028 году может стать инициатором водного кризиса в странах Центральной Азии, включая Казахстан. Это событие уменьшит поток воды в реку Амударью и увеличит нагрузку на реку Сырдарью, что, по оценкам экспертов, может привести к уменьшению объема водных ресурсов на 25% в периоды недостатка воды.
Винокуров отмечает, что до 80% водоснабжения используется для орошения сельскохозяйственных угодий. Тем не менее, этот сектор экономики характеризуется неэффективным использованием ресурсов, включая старение системы орошения, которая превышает 50 лет. Более 50% орошаемых угодий подвержены засолению, а в оросительных каналах теряется до 40% воды.
Спикер подчеркивает, что для избежания хронического дефицита воды в будущем государствам Центральной Азии необходимо начать улучшать эффективность использования водных ресурсов, увеличивая этот показатель на 2,5% ежегодно.
«В Центральной Азии площадь орошаемых земель составляет 10,1 миллиона гектаров, что составляет приблизительно 2,9% от общего мирового объема. Эти угодья приносят почти 66% сельскохозяйственной продукции региона в денежном выражении», — дополнил Винокуров.
Решение проблемы
Он представил 10 конкретных шагов, которые позволят решить проблему дефицита воды.
- Необходимо учредить международный консорциум по водно-энергетическим вопросам в Центральной Азии, учитывая сопряженность проблем водоснабжения и энергетики, особенно с увеличением роли возобновляемых источников энергии.
- Осуществлять создание консорциумов для реализации крупных инвестиционных проектов.
- Формировать региональный производственный кластер для изготовления оборудования, учитывая, что Центральная Азия занимает значительное место на мировом рынке ирригационных систем. Важно сократить зависимость от импорта и наращивать внутреннее производство.
- Усилить сотрудничество с Афганистаном в рамках международных и региональных платформ для обсуждения пересекающихся водных ресурсов.
- Привлекать крупные инвестиции в орошаемые системы стран, включая формат государственно-частного партнерства.
- Внедрять точное учет воды в хозяйствах для более эффективного использования ресурса.
- Постепенно включать расходы на инвестиции в тарифы для снижения финансовой нагрузки.
- Принимать меры по противодействию засолению орошаемых земель, включая переоборудование земляных каналов в трубопроводные системы для уменьшения потерь.
- Внедрять цифровые технологии для оптимального использования водных ресурсов и сокращения потерь.
- Использовать современные методы полива, лазерной планировки угодий и сельскохозяйственных технологий для экономии водных ресурсов.
Проблемы и разногласия
Координатор региональных проектов Всемирного банка в Центральной Азии Дмитрий Петрин согласен с Винокуровым, но отмечает, что основная проблема заключается в несогласованности между государствами по данному вопросу.
Петрин отмечает, что страны, находящиеся в верхнем и нижнем течении рек, имеют разногласия. Они заинтересованы в сотрудничестве, но отсутствует подходящий механизм для этого. Подобрать всех министров и президентов для обсуждения проблем невозможно. Возможно, это связано с отсутствием сильной региональной организации по вопросам воды.
Он утверждает, что такую тенденцию необходимо изменить, так как для Центральной Азии важно получать инвестиции для крупных проектов из разных источников. В будущем Всемирный банк будет сосредотачиваться на масштабных проектах, особенно в области водоснабжения, связанных с электроэнергией. Однако для реализации крупных идей необходимо не только финансирование от одного института развития, а привлечение средств из разных источников с единой координацией. По мнению Петрина, такой подход позволит эффективнее решать проблемы по сравнению с финансированием мелких проектов для отдельных населенных пунктов.
Согласно отчету Евразийского банка развития, из 184,5 миллионов гектаров пастбищных ресурсов в Казахстане используется лишь 80 миллионов гектаров, или 43% от всего пастбищного фонда страны. Более 100 миллионов гектаров пастбищных угодий не используются в сельском хозяйстве.
Также банк обращает внимание на устаревшую водохозяйственную инфраструктуру, оценивая состояние трети (685,6 тысяч гектаров) орошаемых земель как неприемлемое. Из-за износа оросительных систем и недостаточной культуры использования земли производительность здесь невысока.
Система учета воды также находится на низком уровне. Точки отбора воды не оснащены достоверными средствами учета, а методы измерения устарели, что снижает надежность данных.
Банк отмечает, что орошаемое земледелие в Казахстане играет важную роль в интенсификации сельского хозяйства, обеспечении кормовой базы и развитии овощеводства.
Еще важное
Для периода до 2050 года планируется восстановить безиспользованные участки для орошаемого земледелия и внедрить новые угодья в центральных и восточных областях с целью выращивания кормовых и овощных культур.
«Массовое производство кормовых культур (сено из люцерны и других трав) на промышленной основе может стать значимым экспортным товаром Казахстана не только для стран Центральной Азии, но и для других регионов. Мы видим потенциал участия в формировании регионального экспортного рынка сена как перспективного направления развития орошаемого земледелия центральных и восточных регионов Казахстана и готовы поддержать это со стороны международных финансовых организаций», — отметили в Евразийском банке развития.
Согласно оценкам аналитиков банка, возобновление неиспользуемых орошаемых участков по умеренному сценарию потребует примерно $75-150 млн инвестиций ежегодно. На период до 2030 года сумма этих инвестиций составит около $900 млн, что приблизительно равно $128 млн в год.
С учетом введения новых оросительных систем и восстановления неиспользуемых угодий их общая площадь должна достигнуть 1,9 миллиона гектаров к 2030 году. Для этого до 2030 года потребуется около $1,1 миллиарда или приблизительно $163 млн в год.
Ожидается, что распределение финансирования будет следующим: 55-60% от республиканских и местных бюджетов, 10-15% от частных источников и 25-35% из внешних источников в общем объеме инвестиций.
«При таком распределении ожидается приток иностранных инвестиций в сектор орошения на уровне $41-57 млн в год, а общий объем до 2030 года может составить $285-400 млн», — прогнозируют в Евразийском банке развития.