Экономист Евразийского банка развития Асет Адахаев рассказал о тенденциях на рынке электромобилей Казахстана и отметил, что за последние три года рост продаж «электричек» в стране вырос с 4%, до 14%, сообщает Bizmedia.kz.
На рынке электромобилей Казахстана начался структурный сдвиг
Электрификация — неоспоримый тренд на мировом автомобильном рынке, включая коммерческий транспорт и такси. Согласно данным IEA, HIS и MordorIntelligence, продажи электромобилей и количество электрозарядных станций (ЭЗС) растут экспоненциально. За последние три года доля электромобилей в общем объеме продаж автомобилей увеличилась с 4% до 14%, что составляет около 7,41 миллиона проданных электромобилей в год. Этот рост обусловлен увеличением интереса к «зеленой» мобильности, государственной поддержкой, появлением более доступных брендов и расширением зарядной инфраструктуры. Количество ЭЗС в мире за последние три года увеличилось в 2,4 раза, достигая 1,7 миллиона станций.
Прогнозы от HIS и Goldman Sachs Research показывают, что к 2035 году электромобили могут занять более половины рынка новых автомобилей в мире, с основной долей в Европе, США, Японии и Китае. Уже сейчас эти страны контролируют до 95% мировых продаж электромобилей. Во многих развитых странах продажи электромобилей в следующие 10 лет могут превысить 80%, а в некоторых европейских странах достичь 100%.
Ситуация в Казахстане на данный момент отличается, но в 2023 году отмечается рост числа электромобилей. С начала года количество электромобилей увеличилось в 6,3 раза до 5,1 тысячи единиц (см. график). Ожидается, что в ближайшие годы число электромобилей на внутреннем рынке значительно возрастет благодаря повышенному интересу к «зеленой» мобильности и более доступным ценам на электромобили. Кроме того, количество новых электромобилей в стране в следующие два года, скорее всего, увеличится, так как до 2025 года сохраняется квота (30 тысяч единиц) на беспошлинный ввоз электромобилей в Казахстан.
В Казахстане развитие инфраструктуры для электрозарядных станций (ЭЗС) только начинается и в основном сосредоточено в крупных городах. Согласно оценкам, для обеспечения удобства требуется одна ЭЗС на каждые 10 электромобилей. В настоящее время в стране функционирует около 200 ЭЗС, что недостаточно для числа зарегистрированных электромобилей, что создает дефицит зарядной инфраструктуры.
Рост числа электромобилей на внутреннем рынке напрямую зависит от развития соответствующей инфраструктуры и поддержки государства. Для примера, в июле текущего года была утверждена дорожная карта по созданию инфраструктуры для электромобилей во всех крупных городах страны.