О том, что мажилис требует «закрутить гайки» микрофинансовому сектору, Bizmedia.kz писал две недели назад и сейчас возвращается к теме. Из мажилиса за это время не выходило больше яростных требований, но рынок волнуют следующие шаги нижней палаты парламента — за эти две недели появился подробный профессиональный анализ Первого кредитного бюро (ПКБ) по закредитованности населения и ассоциация компаний, которые выдают онлайн кредиты — КазФинТех, написала письмо в Ак Орду и распространила его в СМИ.
Напомню, спикер мажилиса Ерлан Кошанов говорил, что «люди стали бездумно брать кредиты, иногда на абсолютно ненужные вещи» и нужно ввести запрет на продажу просроченных кредитов коллекторам.
Кредиты онлайн МФО берут таксисты и владельцы овощных лавок
ОЮЛ «Казахстанская Ассоциация ФинТех» (КазФинТех), объединяющая 18 компаний онлайн микрокредитования в РК, с долей рынка 80% и охватом 1 млн пользователей, написала руководителю администрации президента РК Олжасу Бектенову и распространила письмо с опасениями негативного влияния на социальное благополучие населения, возможный рост цен принимаемого «без должного экономического анализа» ужесточения микрокредитования, в том числе, онлайн кредитов до 50 месячных расчетных показателей (МРП) и до 45 дней.
Невозможна, в силу закона и биометрического контроля, ситуация, излагает свои доводы КазФинТех, чтобы несовершеннолетние граждане могли получить займы или кредиты по чужим документам. Также, население Казахстана не закредитовано исключительно онлайн МФО — на 1 сентября 2023 года, общий объем потребительских кредитов достиг 9,364 трлн тенге, в то время как доля онлайн МФО «составила всего 138 млрд тенге, что составляет менее 1% от всех кредитных обязательств физлиц, и не несёт системного влияния на закредитованность населения».
Большая часть долгов населения — потребительские кредиты банков, а половину микрокредитов берут самозанятые, начиная или ведя микробизнес. Кредиты онлайн МФО востребованы среди таксистов, владельцев малых магазинов, например, овощных лавок, ремесленников и работников сферы услуг, которым нужны деньги для закупки материалов или ремонта оборудования. Большая часть микрозаймов, это — 70 тыс. тенге на поддержку денежного оборота в малом бизнесе, что говорит о взвешенном подходе к займам. Ограничение доступа к микрокредитам может ухудшить, по мнению КазФинТех, экономическое положение самозанятых и снизить доступность товаров и услуг на рынке, ведь кредиты банков самозанятые не могут получить из-за жестких требований.
АРРФР принимает решения в регулировании «без оценки последствий регуляторного воздействия», обвиняет КазФинТех. Только за последние 2 года в законы внесено более 50 поправок по МФО. Только с 1 октября 2023 начали действовать новые ограничения на ставку вознаграждения, и «не дождавшись эффекта от предыдущих изменений», регулятор безосновательно вносит новые.
Законы РК жестко ограничивают онлайн МФО: нельзя выдать микрокредит на сумму больше 50 МРП и на срок более 45 дней. МФО не берут залоги. Банки на просроченные кредиты предпринимателям могут начислять проценты и штрафы бесконечно долго, существенно увеличивая сумму возвращаемого кредита, тогда как МФО, по закону, имеют право лишь на вознаграждение и штрафы за просрочку не более 50% от суммы займа, независимо от срока задолженности. К примеру, заемщик взял микрокредит в 100 тыс. тенге и даже при просрочке свыше 2-3 лет, обязан вернуть, включая проценты и штрафы за просрочку, всего лишь 50 тыс. тенге сверху, сравнивает КазФинТех.
Если выдачу микрокредитов серьезно ограничат или ужесточат регулирования, то отсутствие микрозаймов может привести к негативным последствиям в национальной экономике в кратчайшие сроки, ведь самозанятые будут искать альтернативное финансирование. Кредиты в банках часто недоступны и замедленны, особенно для мелкого бизнеса и он будет искать деньги в «серой» зоне, у незаконных кредиторов, которые «могут прибегнуть к использованию более опасных методов и инструментов, что создаст серьезную угрозу для экономики и безопасности страны», полагает ассоциация.
Кредиты — не блажь для многих заемщиков
В рассуждениях о закредитованности населения часто предлагают кардинальные решения, в том числе, полные запреты по выдаче займов, например, конкретным категориям граждан. Однако против такого подхода есть серьезные аргументы, поддерживает ПКБ мнение КазФинТех.
Во-первых, жесткие ограничения по выдаче кредитов несут риски замедления экономического роста в целом, ведь ликвидности в экономике становится меньше. Во-вторых, практически, запреты в любой сфере приводят к формированию черного рынка, который государство не способно контролировать, что только усугубит ситуацию.
Важно понимать, считает ПКБ, что для многих категорий заемщиков и в особенности тех, чьи доходы невелики, кредиты, это — не блажь, а необходимость. Если им будет необходимо найти условные 20 тыс. тенге до зарплаты, чтобы прокормить себя, то с введением ограничений на кредитование эта необходимость не пропадет. В такой ситуации заемщик может обратиться к черным кредиторам (loan shark) или даже пойти на кражу или грабеж. Запреты в кредитовании, таким образом, несут с собой и социальные риски с угрозой роста преступности.
На МФО приходится 6,4% портфеля кредитов
Общая оставшаяся задолженность населения перед банками, МФО и другими, по действующим займам с учетом списанных контрактов, на 1 октября составила, поданным ПКБ, 18,5 трлн тенге. С начала года портфель вырос на 18%, или 2,9 трлн тенге, а число заёмщиков — на 379 тыс., до 8,5 млн человек.
Почти половину портфеля физлиц обеспечивает потребительское беззалоговое кредитование — 8,9 трлн тенге, на втором месте — ипотека, 5,7 трлн тенге, на третьем — автокредиты, 2,2 трлн тенге. Всего на них приходится 90% от общего объема портфеля физлиц.
В 2023 году портфель потребительских беззалоговых кредитов вырос на 1,56 трлн тенге или 21%, автокредитования — на 668 млрд тенге или 44% и ипотеки — на 418 млрд тенге или 8%.
Совокупный оставшийся долг по залоговым потребительским кредитам, микрозаймам, кредитным картам, автоломбардам и бизнес-кредитам физлиц за 9 мес. 2023 года вырос на 209 млрд тенге или 14% до 1,7 трлн тенге.
На банки второго уровня приходится 89,1% объема портфеля кредитования или 16,5 трлн тенге, МФО — 6,4% или 1,2 трлн тенге, остальных — 4,5% или 0,83 трлн тенге.
Для сравнения: закредитованность граждан в Российской Федерации по займам микрофинансовых организаций (МФО) держится на высоком уровне, порядка 60% должников имеют заём с просроченными платежами свыше 90 дней, сообщается в материалах Банка России.
Доля МФО в выданных в 2023 году кредитах выросла
За 9 мес. 2023 года населению выдали 10,2 трлн тенге кредитов. По сравнению с январем-сентябрем 2022 года рост составил 30% или 2,3 трлн тенге. Пик выдач займов пришелся на июль – 1,44 трлн тенге. Новые кредиты оформило 6,5 млн казахстанцев. Если в 2022 году среднестатистический заемщик взял кредитов на 1,3 млн, то год спустя — на 1,57 млн тенге, на 21% больше.
На долю банков в 2023 году пришлось 85% или 8,7 трлн тенге выданных кредитов, на долю МФО — почти всё остальное, 14,2% или 1,4 трлн тенге. То есть, доля банков снизилась, а МФО — выросла.
Потребительские беззалоговые кредиты за 9 мес. 2023 года оформило 6 млн человек, тогда как в январе–сентябре 2022 года — 5,5 млн. Общая сумма выданных в этом году кредитов — 6,6 трлн тенге. Это на 36% и 1,7 трлн тенге больше, чем годом ранее. На долю беззалоговых потребительских займов приходится 64% от общего объема выданных в 2023 году кредитов. В структуре портфеля на 1 октября их доля — 48%.
Автокредиты выросли с 608 млрд тенге в январе–сентябре 2022 года до 1,1 трлн тенге в январе–сентябре 2023 года, на 81%. Ипотека сократилась с 1,5 трлн тенге до 1,3 трлн тенге. Остальные кредиты выросли на 38%, с 914 млрд тенге до 1,26 трлн тенге.
Однако, выдачи распределены также неравномерно. Так, в сентябре 2023 года потребительские беззалоговые кредиты оформило 1,85 млн человек на 741 млрд тенге: 10% заемщиков взяли по 4,2 млн, в среднем, 50% — по 140 тыс., а 20% — по 40 тыс. тенге.
Займов «до зарплаты» МФО за 9 мес. 2023 года выдали 9,4 млн — на 71% больше, чем годом ранее, 981 тыс. человек и в среднем на заемщика приходится по 9,6 взятых займов на 579 тыс. тенге.
По данным МВФ за 2022 год, доля портфеля казахстанцев к ВВП составляет 14%, и здесь Казахстан опережает Турцию — 11%, но заметно отстает от России — 21% и Польши — 27% и похож на Никарагуа — 14%, Румынию — 12% и Мексику — 17%. В развитых экономиках показатели выше: в Австралии портфель кредитования физлиц составляет 112% от ВВП, в Южной Корее — 105%.
Реальные доходы населения – «в тени»
Реальные доходы населения в Казахстане скрыты: по статистике, на 1 января 2023 года к экономически активному населению относилось более 9,4 млн человек. При этом, хотя бы однократные обязательные пенсионные отчисления были начислены примерно на 7,1 млн человек.
Таким образом, почти четверть экономически активного населения не имеет официальных доходов. Более того, свыше 2,5 млн человек имели в течение года не более 6 отчислений, то есть, официально работали полгода. Только 3 млн казахстанцев — менее трети экономически активного населения, обязательные пенсионные взносы (ОПВ) начислялось 12 раз в год. Фонд оплаты труда по всем отраслям экономики составляет около 31% от ВВП, тогда как в мировой практике нормальным считается уровень в 40-45%.
К тому же, доходы казахстанцев распределены неравномерно: на долю 10% приходится, по статистике, 24% всех доходов. Среднедушевой доход половины казахстанцев не превышает 69 тыс. тенге. Чтобы войти в 10% казахстанцев с наибольшими доходами, достаточно получать 142 тыс. тенге на каждого члена семьи в месяц.
Таким образом, официально, половина граждан, живут на доходы ниже размера минимальной зарплаты. В реальности же, часть их поступлений может быть скрыта от государства. Четверть экономически активного населения либо не работает вообще, либо занята в «теневом» секторе.
«Теневые» доходы влияют на рынок кредитования как прямо, например, невозможностью корректно рассчитать коэффициент долговой нагрузки, так и косвенно, например, ростом спроса на определенные виды продуктов.
«Разовое прощение долгов» стало регулярным
Необходимо повышение реального, официального уровня доходов населения, а это возможно только за счет развития экономики, что и должно быть основной задачей правительства, парламента, президента.
В «обелении» экономики может помочь снижение налоговой нагрузки, вплоть до нулевых ставок для конкретных категорий, например, для ИП с доходами ниже определенного порога. Таким образом можно вывести из тени тех, кто сегодня «в черную» работает на себя, предлагает ПКБ.
Также, надо стимулировать потребление именно казахстанской продукции, введя особые ставки по кредитам на отечественные товары. Эти ставки должны быть ниже, чем ставки по займам на товары из-за рубежа. Здесь, как пример, практика льготного автокредитования, которое распространялось только на машины казахстанского производства.
Также, нужно бороться с идеологией иждивенчества. В 2019 году была объявлена программа по снижению долговой нагрузки, которая охватывала до 500 тыс. граждан из уязвимых слоев населения. Людям списывали долги в размере до 300 тыс. тенге. Со стороны государства мера была разовой, однако, например, в 2022 году АРРФР отчиталось о согласовании урегулирования проблемных займов с МФО: частично долги простили 107 тыс. граждан на сумму в 800 млн тенге, полностью — еще 28 тыс. граждан на 600 млн тенге, отмечает ПКБ.
«Также мы все помним проблему с валютными ипотечными кредитами и затянувшееся на годы урегулирование», — пишет ПКБ.
При этом вопрос повторения опыта 2019 года периодически поднимается публично, в том числе политиками, и у граждан может складываться впечатление, что долги рано или поздно снова спишут. Это негативно сказывается на платежной дисциплине, тогда как нам нужно формировать у людей понимание того, что погашать кредиты неизбежно придется.
Людмила Валентинова