Действия государства по свободе ценообразования на топливо и коммунальные услуги могут оказывать прямое и косвенное влияние на цены для потребителей. В свете действующей монетарной политики Национального Банка Казахстана, направленной на сдерживание инфляции, это становится особенно важным, сообщает Bizmedia.kz.
Оценка влияния роста тарифов на ГСМ и ЖКУ на потребительскую инфляцию в Казахстане
Евгений Пак и Рустам Бекишев из АЭРЦ провели исследование, оценив влияние ценовых изменений на топливо и коммунальные услуги на инфляцию в Казахстане, результаты которого были опубликованы в SSRN.
В ходе исследования были использованы локальные прогнозы для определения влияния изменений цен на топливо на индекс потребительских цен (не учитывая коммунальные услуги и цены на топливо). Результаты показали, что повышение внутренних цен на топливо на 1 процентный пункт приводит к росту индекса потребительских цен на 0,074 процентных пункта. Общие изменения в ценах на топливо отражаются на индексе потребительских цен в течение двух месяцев, однако значительное увеличение индекса потребительских цен наблюдается на пятый месяц после изменения цен на топливо. Это объясняется ценовой инерцией экономики, когда не все цены мгновенно реагируют на изменения.
Дополнительное моделирование показало, что цены на непродовольственные товары в структуре индекса потребительских цен наиболее подвержены ценовым изменениям топлива. Повышение цен на топливо на 1 процентный пункт приводит к росту цен на непродовольственные товары на 0,166 процентных пункта в первый месяц и на 0,086 процентных пункта во второй месяц. Влияние роста цен на топливо на непродовольственную инфляцию постепенно исчезает к третьему месяцу.
Реакция цен на продукты питания на изменение стоимости ГСМ составляет 0,06 процентных пункта в месяц при увеличении на 1 процентный пункт. Обычно «шоковые» изменения становятся менее ощутимыми через два месяца, но на четвертом и пятом месяцах цены на продукты питания снова значительно реагируют на изменение цен на ГСМ — соответственно на 0,05 и 0,06 процентных пункта. Такой эффект объясняется жесткой регулировкой цен на многие продовольственные товары, и некоторые из них начинают реагировать на рост цен на топливо только через некоторое время.
Следует отметить, что 1-процентное увеличение цен на ГСМ приводит к увеличению цен на услуги на 0,033 процентного пункта после месяца, после чего этот эффект ослабевает. В течение третьего месяца наблюдается статистически значимый отклик на 0,026 процентных пункта. Таким образом, можно сделать вывод, что рост цен на ГСМ косвенно влияет на инфляцию. Общий уровень инфляции реагирует на изменение внутренних цен на ГСМ в течение первых двух месяцев и снова на пятом месяце после «шока».
С другой стороны, результаты анализа показали, что изменение тарифов на ЖКХ не оказывает влияния на общий уровень цен в стране. Это объясняется несколькими объективными факторами:
- В историческом периоде волатильность цен на ЖКХ была низкой.
- Не наблюдается значительного «переноса» ценового шока ЖКХ на товары и услуги. Потребители напрямую оплачивают услуги ЖКХ, из-за чего на инфляцию оказывается непосредственное влияние, соответствующее доле этих услуг в структуре ИПЦ. Однако нет последующего мультипликативного переноса эффекта этого «шока» на экономику страны.
Несмотря на то, что увеличение тарифов на ЖКХ не оказывает мультипликативного влияния на инфляцию, изменение цен на ГСМ влияет на инфляцию как напрямую, так и косвенно. Поэтому шаги, предпринимаемые фискальной властью в отношении либерализации цен, должны быть согласованы с целями и политикой Национального банка Казахстана.