На часто задаваемые вопросы со стороны населения ответил руководитель отдела по информированию населения и рассмотрений обращения столичного филиала Фонда медстрахования Гуламжан Джуманов, передает Bizmedia.kz.
Можно ли получать диагностические услуги или консультации профильных специалистов не в своей поликлинике?
Правом свободного выбора клиники можно воспользоваться в нескольких случаях:
- если в поликлинике по месту прикрепления отсутствует нужный специалист,либо к нему нет записи или большая очередность (более 10 дней).
- если пациент привык обращаться к одному и тому же врачу по поводу своего заболевания или настоятельно просит направление в клинику, которую ему порекомендовали близкие (только перед обращением обязательно нужно уточнить, является ли эта клиника поставщиком Фонда социального медицинского страхования. Перечень поставщиков можно посмотреть на официальном сайте Фонда https://fms.kz/zakupki/postavshchiki-kdu-uslug/ или спросить в самой клинике).
Как получить диагностические услуги или консультацию профильного специалиста по свободному выбору?
- пациент обращается к своему участковому врачу
- получает направление в другую клинику
- записывается там на прием
- посещает врача или проходит обследование.
Какие медицинские услуги можно получить без направления участкового врача?
- если у пациента неотложное состояние или травма
- если пациент обращается за стоматологической помощью (плановой или экстренной)
- при обращении пациента к дерматовенерологу
- если пациент обратился к узкому специалисту по подозрению на онкологическое или гематологическое заболевание
- при обращении пациента к гинекологу или психологу по месту прикрепления
- если пациент обращается в Молодежный центр здоровья
- при повторном обращении пациента или при подозрении на новообразование
- если пациент обращается в профильный медцентр для динамического наблюдения своего заболевания
- при получении медуслуг в медицинских поездах или передвижных медицинских комплексах.
Во всех этих случаях пациент может самостоятельно записаться в клинике, где он хочет получить медуслуги и прийти на прием к назначенному времени.
В каких случаях пациенту не смогут выдать направление в другую клинику?
- если необходимые услуги предоставляются участковой службой.
Например, прием психолога, участкового врача, медсестры, акушерки, патронаж, актив, иммунизация, профилактика, ЗОЖ, школа подготовки к родам, и другие услуги.
Как защитить свои права?
Если Вы
- остались недовольны качеством оказанных медицинских услуг
- столкнулись с грубым отношением со стороны медицинского персонала
- столкнулись с фактами требования денежных средств за медицинские услуги, которые предоставляются в рамках гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования
- с другими проблемными вопросами
Вы можете:
- Обратиться за помощью в службу поддержки пациентов и внутреннего аудита. Такая служба работает в каждой медицинской организации. Достаточно написать письменное заявление с указанием контактных данных для обратной связи. Более подробную информацию можно узнать на ресепшн поликлиники или больницы.
- В случае, если служба поддержки пациентов не способна разрешить ситуацию по принципу «здесь и сейчас», либо не реагирует на жалобы, пациенты имеют право обратиться за защитой своих прав в Фонд социального медицинского страхования по удобному каналу связи: официальный сайт fms.kz, контакт-центр 1414, мобильное приложение Qoldau 24/7 и SaqtandyryBot в Telegram.
Также, напоминаем, что ежегодная прикрепительная кампания по свободному выбору организации первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), стартовавшая 15 сентября, завершится 15 ноября.