Казахстанский страховой сектор ещё продолжает выходить из ковида, но новые тенденции нарастают. Одна из них, приветствуемая пока не всеми участниками рынка, цифровизация. Впрочем, звучит всё больше мнений о том, что цифровизация даст большую эффективность, больше продаж, особенно, в обязательном страховании. Поэтому сектор, несомненно, цифровизуется. Рынок растёт. Растут продажи полисов, особенно, в добровольном имущественном страховании и тех компаниях, где, не умаляя выгод цифровизации, шлифуют искусство продаж. Чистая прибыль компаний также растёт и уже сейчас можно предположить, что по году она будет выше, чем в 2022 году. Активы страховщиков и регуляторный капитал также растут, как премии и выплаты. Почти 200 млрд чистой прибыли по итогам III квартала, анализирует Bizmedia.kz.
В целом, на начало октября 2023 года на 2,436 трлн активов страховщики получили, по данным Национального банка Казахстана, 188,66 млрд чистой прибыли, а их расходы по страховым выплатам составили 171,88 млрд.
В 2023 году страховой рынок растет, хотя сильно уступает банковскому по значимости для экономики. 42 млрд тенге чистой прибыли заработала на 1 октября 2023 года АО СК «Евразия». Если судить только по прибыли, то Евразия отработала хуже, чем «дочка» Народного банка Казахстана по страхованию жизни АО «Халык-Life», которая заработала 44 млрд прибыли. Активы Евразии превышают 506 млрд, активы Халык-Life 346 млрд тенге, страховые резервы компаний приблизительно одинаковые, регуляторный капитал у Евразии 255 млрд, значительно выше, чем у Халык-Life 96 млрд. Чистые расходы Евразии по страховым выплатам составили 62 млрд, а расходы Халык-Life 19 млрд тенге.
Третья, по чистой прибыли на 1 октября, АО «КСЖ «Nomad Life». Ее прибыль около 18 млрд тенге, активами тоже третьи же на рынке, 298 млрд, страховые резервы 220 млрд и капитал 25 млрд. А вот расходы Nomad Life по страховым выплатам значительно ниже, чем у идущей следом по активам еще одной «дочки» Халык банка «СК «Халык»: 11 млрд и почти 17 млрд, соответственно. Прибыль СК «Халык» 11 млрд тенге.
В первую восьмёрку страховых компаний по объёму активов, превышающему 100 млрд тенге, входит также АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport», АО «КСЖ «Freedom Finance Life», АО «СК «Freedom Finance Insurance» и АО «СК «Виктория». KazakhExport, активы которого превышают 154 млрд тенге, на 1 октября получил 5 млрд прибыли. Freedom Finance Life с активами 130 млрд получила около 13 млрд прибыли, Freedom Finance Insurance с активами 111 млрд 5 млрд чистой прибыли и Виктория с активами 104 млрд почти 7 млрд чистой прибыли.
Отмечу, что на отчетную дату АО «КСЖ «Коммеск Өмiр» получила 443 млн убытка, а АО «СК «ТрансОйл» 178 млн убытка. Страховщики быстро адаптировались к изменениям на рынке под влиянием сначала высокой, а затем снижающейся базовой ставки. Они ждут дальнейшего роста рынка.
Главная составляющая страхования для клиента выплаты
Страховые выплаты за сентябрь 2023 года превысили, по данным агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), 26 млрд тенге, а с начала 2023 года 190 млрд тенге, что на 39,9% больше, чем за 9 мес. 2022 года. Растут, больше, выплаты по страхованиюимущества и гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.
Стоит ожидать роста в автомобильном сегменте, считают эксперты. На конец III кв., по сравнению со II кв. 2023 года, выплаты в страховании автотранспорта в добровольном имущественном страховании и гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств в обязательном страховании, выросли почти в полтора раза, с 11 млрд до 16 млрд, и с 31 млрд до 45 млрд тенге, соответственно. В сегменте страхования грузов прогнозируется рост, но рынок лишь вернется к итогам 2020 года. По итогам III кв. выплаты составили лишь 730 млн. Страхование, это сложный продукт, требующий времени, внимания, экспертизы, и людям надежнее закрывать этот вопрос с человеком, а не с системой. Поэтому агентские сети растут, а магазина страховок пока нет, поясняют страховщики.
Растут осознанность бизнеса и граждан и более внимательный подход к риск-защите растет. Выплаты в страховании имущества за III кв. по сравнению со II кв. 2023 года, выросли почти на 66%, до 48 млрд тенге.
Выплаты по страхованию «от прочих финансовых убытков» выросли за III кв. с 60 млн до 3,2 млрд, то есть, более, чем в 5 раз. «Львиная доля» выплат 2,3 млрд тенге, пришлась на компанию Jusan Garant. Поступление страховых премий по отраслям и классам страхования по году, скорее всего превысят показатель 2022 года, полагают участники рынка. Пока же, по данным Нацбанка, на конец III кв. по сравнению со II кв. 2023 года, премии выросли на 47%, с 588 млрд до 864 млрд тенге. Основной вклад в этот рост приходится на четырех страховщиков: СК «Евразия», «Халык-Life», СК «Халык», КСЖ «Nomad Life».
Напомню: на 1 января 2023 года самая большая чистая сумма страховых премий в казахстанских компаниях по общему страхованиюпришлась на СК «Евразия» около 152 млрд тенге, «СК «Халык» около 60 млрд тенге и СК «Номад Иншуранс» 38 млрд тенге. На них пришлось более 60% всей чистой суммы страховых премий, которая составила 414 млрд тенге.
Инфляция, пусть и не столь заметная, останется. А значит, казахстанским страховщикам придется поднимать тарифы. Страховой рынок продолжит расти.
Доля страхования жизни в сбережениях населения Казахстана, в том числе, накопительное страхование жизни привлекательно для потребителей из-за гарантированных ставок и стабильности и имеет большой потенциал для роста. Будут, вероятно, расти страхование финансовых рисков, в частности страхование жизни и здоровья заемщиков и заложенного имущества, ведь кредитование в этом году растет. Расширение льготных программ поддержали спрос на ипотеку и автокредиты. Также большой потенциал имеет страхование от болезней и от несчастных случаев. В страховании имущества физлиц эксперты ожидают умеренной, но стабильной динамики.
Инфляция и затраты на ремонт заставляют подписывать полисы добровольного автострахования
Рост покажет и страхование автотранспорта и ГПО владельцев транспортных средств. Это связано с проводимой работой страховщиков по адаптации к новым реалиям автомобильного рынка. Все больше людей имеют, кроме полиса ГПО, страховую защиту своего автомобиля. Еще весной страховщики жаловались, что соотношение премий к выплатам, так называемый коэффициент убыточности, который последние пять лет в обязательном автостраховании изменялся в диапазоне 0,5–0,6, по итогам февраля 2023 года достиг 0,8 и рентабельность обязательного автострахования снизилась до критической. Но и тогда они не сложили руки и боролись за каждого клиента, изучая его болевые точки и живо привлекая креативными рекламными ходами. Тем более, что одновременно рос сбор премий по добровольному страхованию автомобилей. Так, премии по автоКАСКО выросли на 54% в 2022 году и составили 56,5 млрд тенге. Инфляция и рост затрат на ремонт принуждает клиентов считать «плюсы» и «минусы», растет и страховая культура граждан, и они все чаще переходят от обязательного к добровольному автострахованию.
Поступления по страховым премиям по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности (ОГПО) владельцев транспортных средств за 2022 год, по данным группы компаний по мониторингу экономики Казахстана Ranking.kz, достигли 112 млрд тенге, это на 11,2% больше по сравнению с премиями за 2021 год.
Причем, доля премий по ОГПО составила более половины от всех поступлений по обязательному страхованию: в 2022 году 57,3%, а годом ранее 66,1%. Условия по страхованию ОГПО одинаковы во всех страховых компаниях и регулируются законом. Цена полиса зависит лишь от таких параметров, как регион регистрации автомобиля, возраст и стаж вождения. Дорогая цифровизация Аналитики ожидают, что в 2023–2024 годах акцент в развитии страховой отрасли будет сделан на дальнейшую цифровизацию: InsurTech онлайн-сервисы и маркетплейсы для расширения продаж, RegTech анализ данных для разработки гибких тарифов и SupTech совершенствование регулирования со стороны АРРФР.
Казахстанский рынок идет в сторону цифровизации благодаря инициативам АРРФР, считает часть участников рынка. Внедрение онлайн-страхования и интеграция ЕСБД с госбазами данных, МВД РК позволили увеличить охват обязательного страхования с 75% до 95%, а дорожным патрулям отслеживать наличие страховки у автовладельцев, отмечал председатель правления Freedom Insurance Азамат Керимбаев.
По мнению других экспертов, цифровизация –«недешевое удовольствие», ведь страховым компаниям не просто интегрироваться с госсервисами, как банкам уровень взаимодействия ниже. Тем не менее, цифровизация, за счет интеграции с разными участниками рынка, реально снижает операционные расходы, сокращает клиентский путь.
Страховые компании стараются оцифровывать свои сервисы: заключение договоров и страховые выплаты. Сервисы удаленной биотметрии, удаленного платежа позволяют перевести процесс полностью в онлайн-формат. Сейчас для подтверждения страхового события клиент должен представить примерно до 50 видов документов. Чтобы не тратить лишнее время на сбор, все эти данные страховые компании могут получать из государственных баз Минтруда РК и Минздрава РК. Председатель правления АО «СК «NomadInsurance» Даурен Иманжанов высказывался на тему роли цифровизации как дополнительной возможности, особенно, для обязательных видов страхования. По его мнению, добровольные виды страхования не покупаются, а продаются и есть множество людей, которые не будут покупать полис на сайте. В продажах же важны профессионализм страховщиков, уровень продавцов, и в совокупности это сможет дать результат.
Компания, в преддверие введения оформления ДТП по Европротоколу с 1 января 2024 года, готовится к внедрению упрощённой системы страховых выплат клиентам там, где есть ущерб при незначительных ДТП и реализовала на своем сайте онлайн-оформление по страховым продуктам для физлиц: автострахование КАСКО и ОГПО, страхование имущества, медицинское страхование туристов, страхование от несчастных случаев, в том числе, для спортсменов и для юрлиц: экологическое страхование, для людей, занимающихся частной практикой обязательное страхование нотариусов, а также страхование ответственности перевозчика перед пассажирами. Страховые полисы оформляются через личный кабинет, нужно заполнить несколько полей. Кроме того, можно купить или продлить полисы через веб-сайт компании. Особенность онлайн-платформы компании — переоформление полисов без заявления от клиента и без посещения им офиса. В случае ДТП, компания предлагает онлайн-выплаты пострадавшей стороне, что намного ускоряет процедуру возмещения убытков клиентов.
Также, FreedomInsurance запустила онлайн-выплаты по ДТП в 2022 году.
Напомню, Европротокол, это — система упрощенного оформления ДТП без участия сотрудников полиции. Благодаря ему сокращается время оформления ДТП, снижается уровень заторов на дорогах. ДТП по европротоколу подразумевает участие только двух машин, отсутствие жертв и пострадавших, сумму ущерба — не более 100 МРП (345 тыс. тенге) и согласие участников с размером выплат.
Людмила Валентинова