В Казахстане по программе «Тариф в обмен на инвестиции» планируется привлечь около 267 млрд тенге, сообщает Bizmedia.kz.
Реализация программы «Тариф в обмен на инвестиции»
Предоставление коммунальных услуг является важнейшим аспектом качества жизни граждан и их безопасности. В Казахстане этот вопрос уже давно вызывает определенные трудности. Большая часть инженерной инфраструктуры страны была создана в 60-70-х годах прошлого века, и в настоящее время более двух третей этой инфраструктуры нуждается в ремонте. Растущие города и население приводят к увеличению спроса на коммунальные услуги, что создает дополнительную нагрузку на сети и ускоряет их износ. Эта проблема актуальна не только для Казахстана, но и для других стран СНГ и мира. Например, в России требуется замена более 40% объектов ЖКХ, а в Кыргызстане в 2020 году уровень износа электростанций достигал 80%.
Система предоставления коммунальных услуг в Казахстане требует модернизации и ремонта. Важно также привлечь квалифицированный персонал, предлагая им достойную заработную плату, соответствующую их компетенции. Требуется также регулирование неуправляемых сетей. Все эти меры направлены на обеспечение качественного предоставления коммунальных услуг гражданам Казахстана. В этом контексте функционирует программа «Тариф в обмен на инвестиции», которая планирует привлечение значительных инвестиций для модернизации инженерных сетей электро-, тепло- и водоснабжения, а также водоотведения с целью снижения уровня износа на 20% к 2029 году.
Новая программа отличается от предыдущей, действовавшей с 2009 по 2015 год, расширением сферы применения и учетом интересов потребителей. Основной целью является предоставление качественных услуг по обоснованным ценам. В настоящее время в рамках тарифной политики субъекты естественных монополий разделены на три категории в зависимости от уровня износа: красная зона (износ более 65-70%), желтая зона (износ 55-65%) и зеленая зона (износ менее 55%). Предприятия в красной зоне, имеющие высокий уровень износа сетей, получают приоритет в привлечении инвестиций. В настоящее время таких предприятий 87, и для 76 из них уже утверждены новые тарифы и инвестиционные программы с привлечением дополнительных инвестиций (подробности см. ниже в инфографике).
Компании, находящиеся в желтой и зеленой зонах, планируют провести ремонтные работы в 2023 году в соответствии с инвестиционными программами. Повышение заработной платы сотрудников и обслуживание безвладельных сетей и оборудования являлись приоритетом. В этом году планируется привлечение инвестиций на сумму 267 млрд тг, причем почти треть этих средств будет направлена на ремонт и модернизацию предприятий в красной зоне. Как результат, некоторые предприятия перейдут из красной зоны в желтую, что снизит риски в 2024 году.
В рамках программы, во втором квартале 2023 года Министерство национальной экономики РК утвердило 212 заявок от СЕМ на изменение тарифов и инвестиционных программ с 1 июля текущего года. Рост тарифа на электроэнергию (на 27%), повышение заработной платы работников предприятий (на 50%-100%), увеличение оптовой цены на газ (на 12%) и стоимость стратегических товаров, таких как уголь, мазут, ГСМ и т.д., стали факторами, приводящими к увеличению цен.
В результате, тарифы на коммунальные услуги умеренно изменились, в среднем на 10% до 30%, с учетом интересов потребителей и предприятий. Для двухкомнатной квартиры площадью 60 кв. м. это примерно 3-4 тыс. тг к среднему чеку.
Стоит отметить, что уязвимые слои населения смогут рассчитывать на поддержку в виде компенсаций за коммунальные услуги. Важно помнить, что в 2022 году максимально допустимый уровень расходов семей при предоставлении жилищной помощи снизился до 10%.
Ожидания о сдержанности пересмотра тарифов на коммунальные услуги полностью оправдались. Во-первых, коммунальное хозяйство и предоставление коммунальных услуг нацелены на удовлетворение социальных потребностей, а не на максимизацию прибыли. Во-вторых, новые цены формируются и будут формироваться не только за счет средств потребителей, но и с использованием бюджета и собственных средств компаний-монополистов. Например, из общей суммы инвестиций в отопление в этом году, составляющей 130,2 млрд тенге, 58,7 млрд тенге будет вложено через тарифы, 68,6 млрд тенге — через бюджет, а 2,9 млрд тенге — через собственные средства предприятий. В электроснабжение в этом году будет вложено 92,2 млрд тенге, из которых 88,5 млрд тенге — через тарифы, 3,5 млрд тенге — через бюджет, а 0,2 млрд тенге — через собственные средства. В водоснабжение будет вложено 29,5 млрд тенге, из которых 14,3 млрд тенге — через тарифы, 15 млрд тенге — через бюджет, а 0,2 млрд тенге — через собственные средства. В водоотведение будет вложено 15,3 млрд тенге, из которых 9,6 млрд тенге — через тарифы, 5,4 млрд тенге — через бюджет, а 0,3 млрд тенге — через собственные средства монополистов.
В настоящее время мы активно реализуем программу «Тариф в обмен на инвестиции». Теперь административные органы и ЖКХ обязаны обеспечить своевременное и качественное выполнение плановых и дополнительных ремонтных работ, а также подготовку документации для снижения износа сетей в будущем.
Важно понимать, что сегодня развитие инженерной инфраструктуры становится приоритетом в нашей стране. Развитие этого сектора должно опережать все остальные сферы экономики, включая строительство и промышленность. Ведь любой новый объект, будь то жилой комплекс или завод, не может быть введен в эксплуатацию без обеспечения необходимой инфраструктуры, инженерных сетей и ресурсов энерго- и водоснабжения. Состояние инженерной инфраструктуры и ресурсов во многом определяет будущее нашей страны и благосостояние будущих поколений казахстанцев.
Со своей стороны, государство предприняло все необходимые меры, обеспечив финансирование СЕМ и внесло соответствующие изменения в законодательство. Это позволило увеличить объем ремонтных работ и повысить зарплаты, ставя перед монополиями задачу эффективного использования предоставленных возможностей.
Однако деятельность СЕМ оставляла желать лучшего. В 2021 году Комитет регулирования естественных монополий МНЭ РК рассмотрел отчеты СЕМ по исполнению инвестиционных программ и тарифных смет за 2020 год и обнаружил неисполнение обязательств. В результате были утверждены временные компенсирующие тарифы (ВКТ) для более чем 300 СЕМ на общую сумму около 13,3 млрд тенге. В 2022 году число СЕМ, для которых были утверждены ВКТ, увеличилось до 336, а общая сумма достигла 14,1 млрд тенге. То есть, количество монополистов-нарушителей увеличилось. В настоящее время рассматриваются отчеты за 2022 год, и уже утверждены ВКТ для 296 СЕМ на общую сумму 5,6 млрд тенге. Работа продолжается.
Стоит напомнить суть обсуждаемой темы. КРЕМ МНЭ РК ежегодно проводит анализ работы СЕМ по исполнению инвестиционных программ и тарифных смет. Если монополист не выполняет свои обязанности, например, по модернизации и развитию, которые он обязался выполнить при установлении тарифа, или получает необоснованный доход, Комитет вводит ВКТ. Таким образом, КРЕМ МНЭ РК защищает права граждан.
Читайте также:
- Курсы валют на 22 декабря в обменных пунктах Алматы и Астаны
- Избиение медработника в Костанае: Минздрав обещает не оставить инцидент без внимания
- Погода в Казахстане на 22 декабря: штормовые предупреждения
- Касым-Жомарт Токаев выразил соболезнование Франку-Вальтеру Штайнмайеру
- Бектенов представил нового министра нацэкономики