Участие в традиционной Варшавской конференции по человеческому измерению, прошедшей в польской столице со 2 по 13 октября, оставило двойственное впечатление. Ежегодное мероприятие на сей раз его западные устроители посвятили по большей части критике ситуации с правами человека в России и в странах Центральной Азии. И, надо сказать, пресловутые как и «двойные стандарты» Запада были явлены миру, что называется, в полный рост.
Ведь, говоря о «тяжелой ситуации» с правами человека в наших странах, их западные ревнители забывают о непорядке в их собственном доме.
От имени Общественного Фонда «National Endowment for Prosperity», в частности, было отмечено, что более трёх лет в США не предпринимается серьезного расследования попытки захвата Капитолия в Вашингтоне в 2021 году, когда 45 конгрессменов-республиканцев фактически поддержали государственный переворот.
При этом, ни одна страна мира даже не осмелилась инициировать международное расследование тех событий. Общественный Фонд «National Endowment for Prosperity» выступил за инициирование международных расследований и доведение до сведения стран-членов ОБСЕ полной информации о преследовании тех, кто защищал свои права, а также о текущей ситуации в США после событий январских событий 2021 года.
С трибуны Конференции от имени фонда было заявлено о других фактах тенденциозного, избирательного подхода к оценке ситуации в области прав человека .
Преступники и коррумпированные чиновники отлично усвоили: манипулятивный подход к этой тонкой и щепетильной теме приносит огромную политическую выгоду. Ярким тому примером является одиозный Мухтар Аблязов, который отправил в Варшаву своего подручного Барлыка Мендыгазиева, выступившегона конференции с провокационной речью.
Он обвинил власти Казахстана во всевозможных нарушениях прав нарушениях прав Аблязова и его приспешников.
Интересно, что эти двое — не просто самозваные «лидеры оппозиции», они в составе организованной преступной группы отмывали украденные деньги во многих странах-членах ОБСЕ.
Как и ожидалось, они утверждают, что обвинения в их адрес политически мотивированы. Понятно, что Аблязову и Ко жизненно необходимо сохранить статус «политических оппонентов казахстанского режима». С этой целью аблязовцы ловко используют неправительственные организации для влияния на иностранных чиновников.
К примеру, Фонд «Открытый Диалог» (также известный как ODF), который лоббирует интересы Аблязова и связан с пресловутыми финансовыми преступлениями, имеет огромное влияние на повестку дня ЕС в области прав человека и также лоббировал резолюцию 2022 года, осуждающую Правительство Казахстана.
Необоснованные «доказательства» и явные передергивания фактов из отчетов ODF перекочевывают в резолюции Европейского парламента.
В этой связи Фонд «National Endowment for Prosperity» обратился с просьбой к БДИПЧ рекомендовать странам-членам ОБСЕ следующее:
1) определить клептократию как нарушение прав человека;
2) оказать повсеместную поддержку усилий Казахстана по возвращению украденных активов;
3) препятствовать политической деятельности, поддерживаемой и спонсируемой клептократами.
Как известно, Казахстан являлся одним из самых успешных государств после распада СССР. Но в последние годы эта модель оказалась под угрозой.
Скрытое за впечатляющим ростом экономики Казахстана, наше богатство сконцентрировалось в руках «избранных», т.е. 162 человека владеют половиной достояния Республики.
Мы начали испытывать симптомы «ловушки среднего дохода»; в то время как экономика продолжает расширяться, рост доходов и социальное развитие стагнируют.
Президент Токаев взял на себя обязательство построить Справедливый Казахстан, в котором каждый гражданин, независимо от этнической принадлежности, пола и возраста, располагал бы одинаковыми возможностями, правами и защитой.
Глава нашего государства также инициировал экономические реформы, чтобы избавиться от зависимости от олигополии и этой пресловутой ловушки среднего дохода. Эти шаги создали внутреннюю напряженность – некоторые из олигархов переметнулись в оппозицию. Затем в Казахстане произошли события января 2022 года.
Теперь же Казахстан начинает новый цикл демократических перемен в сотрудничестве с договорными органами ООН по правам человека и ОБСЕ, И все это в целях поддержки продолжающегося процесса политических реформ. Конституция Казахстана уже изменена на треть в соответствии с рекомендациями ОБСЕ и ООН по правам человека.
президент Токаев ввел ограничение на один срок полномочий президентов с запретом на переизбрание. Он также запретил своим родственникам работать в правительстве, в то время как президенты некоторых стран назначают собственных дочерей и сыновей на должности глав администрации, правительств и т.д.
Регистрационный порог для официальных политических партий снижен в четыре раза. Три оппозиционные партии получили депутатскую трибуну в рамках узаконенного института парламентской оппозиции.
В Казахстане созданы механизмы защиты прав человека и демократии: учреждены институты омбудсмены по правам человека, по правам детей права, по защите прав людей с ограниченными возможностями. В Казахстане восстановлен Конституционный суд.
К сожалению, Аблязов и другие беглые клептократы не гнушаются ничем ради дискредитации этих шагов новых властей Казахстана.
Приведу лишь один показательный пример: в этом году британская юридическая фирма Bindmans LLP прислала так называемую «комиссию» в Казахстан, состоящую из трех британских парламентариев для «расследования» предполагаемых случаев нарушения прав человека со стороны правительства Казахстана, включая ведение дела в отношении Жанболата Мамая.
На пресс-конференции в Алматы визитеры уклонились от ответа на вопрос о том, кто был спонсором их поездки.
Позже появились новости о том, что им был небезизвестный Бергей Рыскалиев, скрывающийся от казахстанского правосудия.
Как известно, Рыскалиев, бывший аким нефтеносного региона нашей страны, бежал в Лондон, присвоив весьма значительную сумму в твердой валюте. Его заочно приговорили к 17 годам лишения свободы за руководство организованной группировкой. А в 2019 году Рыскалиев заплатил лоббисту крупную сумму за продвижение его дела в Конгрессе США, что побудило представителя республиканской партии Дункана Хантера из Калифорнии протащить в Конгрессе США документ, осуждающий предполагаемые злоупотребления в сфере права человека со стороны правительства Казахстана.
У нас есть и другие примеры с участием Карима Масимова, бывшего премьер-министра Казахстан и главы разведки, возглавившего попытку насильственного государственного переворота в январе 2022 года и получившего длительный тюремный срок по приговору казахстанского суда. Понятно, что так называемые «правозащитники», действующие в интересах государственных преступников, бросают тень на истинно правозащитные структуры и людей, их представляющих. А в конечном счете, подрывают доверие общества к правозащитной деятельности как таковой.
Усен Сулеймен
Директор Общественного Фонда «National Endowment for Prosperity»