Правительствам следует открыть новый фронт в борьбе с уклонением от уплаты налогов, внедрив глобальный минимальный налог для миллиардеров. По словам Налоговой обсерватории ЕС, эта мера может принести до 250 млрд долл. ежегодно, передает Bizmedia.kz.
Однако, сумма введения такого налога составит всего лишь 2% от общего состояния, которым владеют 2700 миллиардеров по всему миру, составляющего почти 13 трлн долл.
Исследовательская группа, действующая в Парижской школе экономики, указывает на то, что на данный момент эффективный личный налог для миллиардеров часто значительно ниже, чем для других налогоплательщиков с более скромным достатком. Это происходит ввиду возможности хранения своего богатства в подставных компаниях, позволяющих избежать подоходного налога, как отражено в докладе «Глобальное уклонение от уплаты налогов в 2024 году».
Директор обсерватории Габриэль Цукман заявил, что такая практика рискует нарушить устойчивость налоговых систем и социальную приемлемость налогообложения. По оценкам Обсерватории, личный налог на миллиардеров в США составляет около 0,5%, а во Франции, где уровень налогов уже высок, — до нуля.
В свете растущего неравенства богатства в некоторых странах возникают призывы к тому, чтобы самые состоятельные граждане несли большую долю налогового бремени, поскольку государственные финансы сталкиваются с вызовами стареющего населения, финансирования климатических изменений и переходного долга от COVID.
Хотя координированные международные действия по налогообложению миллиардеров могут занять продолжительное время, Организация указывает на успешные примеры работ правительств, которые почти полностью прекратили использование банковской тайны и ограничили возможности транснациональных корпораций перемещать прибыль в низконалоговые страны.
По оценкам, введение автоматического обмена информацией о счетах в 2018 году позволило сократить объем богатства, хранящегося в оффшорных налоговых убежищах, в три раза. Соглашение, заключенное в 2021 году между 140 странами, ограничивает возможности транснациональных корпораций по снижению налогов путем переноса прибыли в страны с низким уровнем налогообложения и устанавливает глобальный 15-процентный минимум налогообложения корпораций с начала следующего года.
«То, что многие считали невозможным, теперь мы знаем, что это действительно можно сделать», — сказал Зукман. «Логичным следующим шагом будет применение этой логики к миллиардерам, а не только к транснациональным компаниям».
В отсутствие широкой международной инициативы по введению минимального налога на миллиардеров, по словам Цукмана, «коалиция желающих стран» может в одностороннем порядке возглавить этот процесс.
Хотя отмена банковской тайны и введение минимального корпоративного налога положили конец долголетнему спору между странами в отношении налоговых ставок, остаются многочисленные возможности для снижения налоговых платежей.
Например, богатые люди все чаще инвестируют свои средства в недвижимость, а не на оффшорных счетах, а компании могут использовать лазейки в минимальном корпоративном налоге в 15%.
В то же время правительства все чаще конкурируют за привлечение инвестиций с помощью субсидий, что наносит меньший ущерб их налоговой базе, чем конкуренция только за низкие налоговые ставки.