Специалисты разъяснили новые меры в области защиты прав потребителей

В Службе коммуникаций города Астаны прошел брифинг с участием и.о. заместителя руководителя Департамента торговли и защиты прав потребителей по городу Астане Жалгаса Балгожина,председателя общественного объединения «Общество Защиты Прав потребителей «Адилет» Еркина Томпиева о новых нормах по проекту Закона РК «О защите прав потребителей», передает Bizmedia.kz.

Предлагаемые поправки законопроекта направлены на повышение ответственности бизнеса и защиту потребительских прав населения.

Наибольшее количество жалоб потребителей наблюдается в сферах розничной торговли (1244 обращения), бытовых услуг (683 обращения) и электронной коммерции (590 обращений).

«Уже сейчас мы можем смело заявить, что качественный состав аудитории потребителей или портрет заявителя молодеет.  Так к нам чаще стали обращаться молодые люди в возрасте от 17 до 30 и выше. Это указывает на гражданскую зрелость молодежной аудитории. Стоит отметить, что подаваемые обращения отличаются высокой интеллектуальностью заявителей», — рассказал Жалгас Балгожин.

Потребителю для того, чтобы защитить свои права, действующей статьей 42-1 Закона, предусмотрен четырехступенчатый алгоритм прохождения, который в обязательном порядке, должен быть последовательным. На первой ступени потребителю нужно обратиться напрямую предпринимателю (B2C). Если переговоры не увенчались успехом и предприниматель не согласен с претензией, потребитель должен пройти вторую ступень – обязательно обратится к медиатору, либо к арбитру. Третья ступень – обращение в госорган. Административный госорган не обладает полномочиями разрешать возникший спор между сторонами, так как частный спор разрешается в гражданско-правовом поле, исключительно судами по рассмотрению гражданских дел. При принятии данных поправок у потребителя будет свободный выбор способов защиты своих прав и напрямую подать иск в суд или при наличии состава административного правонарушения в госорган для привлечения к ответственности по КоАП.

«По результатам социального опроса считаем необходимым ввести институт омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей. Как правило, омбудсмен — независимое гражданское лицо, на которого возлагаются функции защиты прав потребителей. Он будет служить мостом между государством и населением, институт омбудсмена наделен широкими правами и обязанностями в своей деятельности», — поделился Еркин Томпиев.

Создание новых правил игры на рынке защиты граждан от недобросовестных предпринимателей так же продиктовано тем, что действующий Закон не охватывает защиту прав потребителей в сферах финансовых, социальных, медицинских, туристских, и иных услуг, вопросы которых урегулированы профильными законами. В новом законе предлагается ввести гражданскую правовую ответственность предпринимателя, налагаемое в виде штрафа судом в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не решены на досудебном этапе при обращении 
к предпринимателям.

Касательно онлайн торговли за 9 месяцев 2023 года количество жалоб потребителей на сегмент электронной торговли увеличился. Поэтому электронные торговые площадки, будут приравнены к «торговым объектам».

Новый законопроект направлен на развитие современного цивилизованного общества и повышение качества жизни граждан.

В настоящее время проводится широкий спектр мероприятий по защите прав потребителей. С начала текущего года в Департамент поступило 3 342 обращения от потребителей.

Посредством платформы EOtinish и портал электронного правительства поступило 1882 обращения. По ним даны разъяснения на 1401 обращение, из них 109 обращений направлены в другой государственный орган по компетенции, 150 обращений подлежат более длительному рассмотрению в связи со своей спецификой, в 185 случаях вопроспотребителей нами были урегулирован, сумма возврата денежных средств потребителям составила 90,5 млн тенге. 

Через Telegram Bot поступило 448 обращений, по которым потребителям были даны разъяснения по их вопросам.

На телефон горячей линии поступило более 500 звонков. На каждый вопрос потребитель получил разъяснения и грамотную консультацию специалиста.

Общая сумма возврата потребителям по итогам 9 месяцев составляет свыше 90 млн тенге. 

В целях просвещения потребителей регулярно проводится информационно-разъяснительная работа по повышению потребительской грамотности среди населения. Специалисты консультируют по телефону горячей линии, оказывают помощь в составлении претензионных писем.

В рамках концепции «Слышащее государство» Департамент публикует посты в социальных сетях Instagram и Facebook. Также для удобства потребителей приглашаем всех предпринимателей города зарегистрироваться в единой информационной системе «E-tutynushy».

В Астане осуждены 24 члена ОПГ за хищение продукции компании Qarmet
27 января 2025 в 19:41
Петропавловская прокуратура в деле о прогреве авто признала действия полиции незаконными
24 января 2025 в 21:03
В АРРФР опровергли заявление генерального директора МФО Solva
27 января 2025 в 19:05
Казахстанцы теряют доверие к медстрахованию
27 января 2025 в 10:39
Анализ валютного рынка: спрос казахстанцев на валюту стал аномально низким
27 января 2025 в 18:31
Евразийский банк для новых клиентов повышает ставку по депозитам
24 января 2025 в 15:12
В Алматы сносят недостроенные здания по поручению акима
27 января 2025 в 17:58
Акимат Алматы объяснил ситуацию с ростом цен на картофель
25 января 2025 в 19:35
Киберполиция предупреждает: В Алматы активизировались «инвестиционные» мошенники
27 января 2025 в 17:51
Дану Орманбаеву объявили в международный розыск за разжигание розни
25 января 2025 в 18:01
До 60 км/час автоматически будет снижаться скорость на трассе Астана — Караганда
27 января 2025 в 17:18
Президент Казахстана принял председателя правления АО «Казпочта»
24 января 2025 в 16:03
В Шымкенте раскрыта схема легализации доходов от подпольного производства алкоголя
27 января 2025 в 17:09
Землю у Казахстана на 49 лет арендует США
22 января 2025 в 10:42
Адвокат по делу QazNews24 заявляет о незаконных действиях
27 января 2025 в 17:08
Какие дороги в Казахстане могут стать платными
25 января 2025 в 20:15
АРРФР повторно рассматривает заявку МФО Solva на конвертацию в банк
27 января 2025 в 16:39
Во всех поездах Тальго в Казахстане появится спутниковый интернет
26 января 2025 в 10:46
Будущее за атомной энергетикой: почему страны строят атомные электростанции
27 января 2025 в 16:33
Казахстан займёт $83 млн для проведения интернета в селах
25 января 2025 в 15:46
Черчесов покинул пост главного тренера сборной Казахстана по футболу
27 января 2025 в 16:26
Жители Алматы на 81,7% тратят на платные услуги больше, чем в среднем по стране
24 января 2025 в 14:17
Казахстан запустит пилотный проект по выдаче ИИН за рубежом
27 января 2025 в 16:13
Прогрев авто и платные парковки: депутат высказался о системе штрафов в Казахстане
26 января 2025 в 17:14