Специалисты разъяснили новые меры в области защиты прав потребителей

В Службе коммуникаций города Астаны прошел брифинг с участием и.о. заместителя руководителя Департамента торговли и защиты прав потребителей по городу Астане Жалгаса Балгожина,председателя общественного объединения «Общество Защиты Прав потребителей «Адилет» Еркина Томпиева о новых нормах по проекту Закона РК «О защите прав потребителей», передает Bizmedia.kz.

Предлагаемые поправки законопроекта направлены на повышение ответственности бизнеса и защиту потребительских прав населения.

Наибольшее количество жалоб потребителей наблюдается в сферах розничной торговли (1244 обращения), бытовых услуг (683 обращения) и электронной коммерции (590 обращений).

«Уже сейчас мы можем смело заявить, что качественный состав аудитории потребителей или портрет заявителя молодеет.  Так к нам чаще стали обращаться молодые люди в возрасте от 17 до 30 и выше. Это указывает на гражданскую зрелость молодежной аудитории. Стоит отметить, что подаваемые обращения отличаются высокой интеллектуальностью заявителей», — рассказал Жалгас Балгожин.

Потребителю для того, чтобы защитить свои права, действующей статьей 42-1 Закона, предусмотрен четырехступенчатый алгоритм прохождения, который в обязательном порядке, должен быть последовательным. На первой ступени потребителю нужно обратиться напрямую предпринимателю (B2C). Если переговоры не увенчались успехом и предприниматель не согласен с претензией, потребитель должен пройти вторую ступень – обязательно обратится к медиатору, либо к арбитру. Третья ступень – обращение в госорган. Административный госорган не обладает полномочиями разрешать возникший спор между сторонами, так как частный спор разрешается в гражданско-правовом поле, исключительно судами по рассмотрению гражданских дел. При принятии данных поправок у потребителя будет свободный выбор способов защиты своих прав и напрямую подать иск в суд или при наличии состава административного правонарушения в госорган для привлечения к ответственности по КоАП.

«По результатам социального опроса считаем необходимым ввести институт омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей. Как правило, омбудсмен — независимое гражданское лицо, на которого возлагаются функции защиты прав потребителей. Он будет служить мостом между государством и населением, институт омбудсмена наделен широкими правами и обязанностями в своей деятельности», — поделился Еркин Томпиев.

Создание новых правил игры на рынке защиты граждан от недобросовестных предпринимателей так же продиктовано тем, что действующий Закон не охватывает защиту прав потребителей в сферах финансовых, социальных, медицинских, туристских, и иных услуг, вопросы которых урегулированы профильными законами. В новом законе предлагается ввести гражданскую правовую ответственность предпринимателя, налагаемое в виде штрафа судом в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не решены на досудебном этапе при обращении 
к предпринимателям.

Касательно онлайн торговли за 9 месяцев 2023 года количество жалоб потребителей на сегмент электронной торговли увеличился. Поэтому электронные торговые площадки, будут приравнены к «торговым объектам».

Новый законопроект направлен на развитие современного цивилизованного общества и повышение качества жизни граждан.

В настоящее время проводится широкий спектр мероприятий по защите прав потребителей. С начала текущего года в Департамент поступило 3 342 обращения от потребителей.

Посредством платформы EOtinish и портал электронного правительства поступило 1882 обращения. По ним даны разъяснения на 1401 обращение, из них 109 обращений направлены в другой государственный орган по компетенции, 150 обращений подлежат более длительному рассмотрению в связи со своей спецификой, в 185 случаях вопроспотребителей нами были урегулирован, сумма возврата денежных средств потребителям составила 90,5 млн тенге. 

Через Telegram Bot поступило 448 обращений, по которым потребителям были даны разъяснения по их вопросам.

На телефон горячей линии поступило более 500 звонков. На каждый вопрос потребитель получил разъяснения и грамотную консультацию специалиста.

Общая сумма возврата потребителям по итогам 9 месяцев составляет свыше 90 млн тенге. 

В целях просвещения потребителей регулярно проводится информационно-разъяснительная работа по повышению потребительской грамотности среди населения. Специалисты консультируют по телефону горячей линии, оказывают помощь в составлении претензионных писем.

В рамках концепции «Слышащее государство» Департамент публикует посты в социальных сетях Instagram и Facebook. Также для удобства потребителей приглашаем всех предпринимателей города зарегистрироваться в единой информационной системе «E-tutynushy».

В Астане перекроют часть улицы Амман из-за ремонта дорог
2 июля 2025 в 22:01
Проезд через границу Казахстана может стать платным
30 июня 2025 в 09:39
2 июля вечером в «eSalyq Azamat» временно отключат раздел
2 июля 2025 в 21:45
Прощай, eGov.kz? Казахстан готовит замену главному порталу госуслуг
30 июня 2025 в 10:54
В Алматы временно перекроют часть улицы Желтоксан
2 июля 2025 в 21:26
Вполне реально: Смадияров об угрозе смертной казни для двух казахстанцев в Индонезии
30 июня 2025 в 20:29
До 2027 года все сёла Акмолинской области подключат к интернету
2 июля 2025 в 20:45
Alatau City Bank начал чистку: некоторые счета казахстанцев закроют
1 июля 2025 в 10:03
Корпоративная почта как бизнес-инструмент: как компании в Казахстане наводят порядок в коммуникациях
2 июля 2025 в 20:35
В Казахстане хотят отказаться от желтых номеров: что это значит
30 июня 2025 в 11:48
Бывший тренер занимался подделкой и продажей недействующих сертификатов
2 июля 2025 в 19:58
Одна цена для всех: Kaspi установил новую комиссию за переводы на карты других банков
1 июля 2025 в 14:26
Shell и Eni выходят из проекта ГПЗ на Карачаганаке
2 июля 2025 в 19:26
Новые тарифы на воду в Казахстане: Первые результаты
1 июля 2025 в 13:37
Слухи о вспышке сибирской язвы в столице опровергнуты
2 июля 2025 в 18:33
Один из крупнейших рудников Казахстана продали китайской компании за $1,2 млрд
30 июня 2025 в 09:41
На Алаколе усилили меры безопасности в туристический сезон
2 июля 2025 в 17:42
Цены на картофель выросли почти вдвое
1 июля 2025 в 17:27
Права более тысячи предпринимателей защитила прокуратура Шымкента
2 июля 2025 в 17:27
В Казахстане запустят цифровую систему для отслеживания подземных вод
30 июня 2025 в 16:08
Инфляция в Казахстане снова ускоряется
2 июля 2025 в 17:25
Казахстанцев ждут длинные выходные в июле
1 июля 2025 в 15:26
Комитет госдоходов предупреждает о фейковых сообщениях от имени руководства КГД
2 июля 2025 в 17:12
На Каспии снова обнаружили десятки мёртвых тюленей
25 мая 2025 в 12:55