Специалисты разъяснили новые меры в области защиты прав потребителей

В Службе коммуникаций города Астаны прошел брифинг с участием и.о. заместителя руководителя Департамента торговли и защиты прав потребителей по городу Астане Жалгаса Балгожина,председателя общественного объединения «Общество Защиты Прав потребителей «Адилет» Еркина Томпиева о новых нормах по проекту Закона РК «О защите прав потребителей», передает Bizmedia.kz.

Предлагаемые поправки законопроекта направлены на повышение ответственности бизнеса и защиту потребительских прав населения.

Наибольшее количество жалоб потребителей наблюдается в сферах розничной торговли (1244 обращения), бытовых услуг (683 обращения) и электронной коммерции (590 обращений).

«Уже сейчас мы можем смело заявить, что качественный состав аудитории потребителей или портрет заявителя молодеет.  Так к нам чаще стали обращаться молодые люди в возрасте от 17 до 30 и выше. Это указывает на гражданскую зрелость молодежной аудитории. Стоит отметить, что подаваемые обращения отличаются высокой интеллектуальностью заявителей», — рассказал Жалгас Балгожин.

Потребителю для того, чтобы защитить свои права, действующей статьей 42-1 Закона, предусмотрен четырехступенчатый алгоритм прохождения, который в обязательном порядке, должен быть последовательным. На первой ступени потребителю нужно обратиться напрямую предпринимателю (B2C). Если переговоры не увенчались успехом и предприниматель не согласен с претензией, потребитель должен пройти вторую ступень – обязательно обратится к медиатору, либо к арбитру. Третья ступень – обращение в госорган. Административный госорган не обладает полномочиями разрешать возникший спор между сторонами, так как частный спор разрешается в гражданско-правовом поле, исключительно судами по рассмотрению гражданских дел. При принятии данных поправок у потребителя будет свободный выбор способов защиты своих прав и напрямую подать иск в суд или при наличии состава административного правонарушения в госорган для привлечения к ответственности по КоАП.

«По результатам социального опроса считаем необходимым ввести институт омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей. Как правило, омбудсмен — независимое гражданское лицо, на которого возлагаются функции защиты прав потребителей. Он будет служить мостом между государством и населением, институт омбудсмена наделен широкими правами и обязанностями в своей деятельности», — поделился Еркин Томпиев.

Создание новых правил игры на рынке защиты граждан от недобросовестных предпринимателей так же продиктовано тем, что действующий Закон не охватывает защиту прав потребителей в сферах финансовых, социальных, медицинских, туристских, и иных услуг, вопросы которых урегулированы профильными законами. В новом законе предлагается ввести гражданскую правовую ответственность предпринимателя, налагаемое в виде штрафа судом в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не решены на досудебном этапе при обращении 
к предпринимателям.

Касательно онлайн торговли за 9 месяцев 2023 года количество жалоб потребителей на сегмент электронной торговли увеличился. Поэтому электронные торговые площадки, будут приравнены к «торговым объектам».

Новый законопроект направлен на развитие современного цивилизованного общества и повышение качества жизни граждан.

В настоящее время проводится широкий спектр мероприятий по защите прав потребителей. С начала текущего года в Департамент поступило 3 342 обращения от потребителей.

Посредством платформы EOtinish и портал электронного правительства поступило 1882 обращения. По ним даны разъяснения на 1401 обращение, из них 109 обращений направлены в другой государственный орган по компетенции, 150 обращений подлежат более длительному рассмотрению в связи со своей спецификой, в 185 случаях вопроспотребителей нами были урегулирован, сумма возврата денежных средств потребителям составила 90,5 млн тенге. 

Через Telegram Bot поступило 448 обращений, по которым потребителям были даны разъяснения по их вопросам.

На телефон горячей линии поступило более 500 звонков. На каждый вопрос потребитель получил разъяснения и грамотную консультацию специалиста.

Общая сумма возврата потребителям по итогам 9 месяцев составляет свыше 90 млн тенге. 

В целях просвещения потребителей регулярно проводится информационно-разъяснительная работа по повышению потребительской грамотности среди населения. Специалисты консультируют по телефону горячей линии, оказывают помощь в составлении претензионных писем.

В рамках концепции «Слышащее государство» Департамент публикует посты в социальных сетях Instagram и Facebook. Также для удобства потребителей приглашаем всех предпринимателей города зарегистрироваться в единой информационной системе «E-tutynushy».

Гражданин Казахстана, подозреваемый в мошенничестве, экстрадирован из России
18 ноября 2024 в 10:17
Тепло вернется в Казахстан, обещают синоптики
15 ноября 2024 в 12:56
Минфину и Нацбанку Казахстана нужно координироваться, а не лезть в Национальный фонд
18 ноября 2024 в 10:00
Единый часовой пояс: в Казахстане выделят деньги на исследование о влиянии на людей
14 ноября 2024 в 12:15
Около 8 млрд тенге из возвращенных активов направили на соцобъекты
18 ноября 2024 в 09:49
Что сейчас происходит с экономикой Казахстана — слова главы Нацбанка
15 ноября 2024 в 10:19
Лжеполицейских задержали в трех городах Казахстана
18 ноября 2024 в 08:53
Как изменится работа казахстанских таксистов в 2025 году
14 ноября 2024 в 16:29
В нескольких селах Алматинской области на день отключат газ
18 ноября 2024 в 08:35
В Казахстане запретят продажи 43 вида продукции
16 ноября 2024 в 17:01
Сколько стоят доллар, евро и рубль в обменниках 18 ноября
18 ноября 2024 в 08:07
На некоторых телефонах будут недоступны новые функции приложения Halyk Bank
15 ноября 2024 в 10:01
18-летний житель Астаны путем розыгрыша в соцсетях обманывал доверчивых граждан
17 ноября 2024 в 17:32
Купить желаемый номер автовладельцы смогут в 2026 году
14 ноября 2024 в 13:52
ДЧС Астаны возбудил уголовное дело по факту гибели детей при пожаре
17 ноября 2024 в 17:10
С 1января 2025 года в Казахстане начнут устанавливать номерные знаки на мопеды
14 ноября 2024 в 14:14
В Kaspi не назвали причину, почему отказались покупать узбекскую платежную систему Humo
17 ноября 2024 в 15:05
В Казахстане станет больше полицейских авто со скрытым патрулированием
14 ноября 2024 в 13:40
При пожаре в частном доме в Астане погибли четверо детей
17 ноября 2024 в 14:48
В приложении eGov Mobile появилась новая услуга
15 ноября 2024 в 12:41
Принимаются все меры для быстрейшего подключению к теплу в Усть-Каменогорске
17 ноября 2024 в 14:06
Министр Аида Балаева высказалась о переводе времени
13 ноября 2024 в 14:08
Стало известно о состоянии пострадавших во время взрыва в мечети в Акмолинской области
17 ноября 2024 в 13:42
Сколько стоит иностранная валюта в обменниках Казахстана 17 ноября
17 ноября 2024 в 14:28