Специалисты разъяснили новые меры в области защиты прав потребителей

В Службе коммуникаций города Астаны прошел брифинг с участием и.о. заместителя руководителя Департамента торговли и защиты прав потребителей по городу Астане Жалгаса Балгожина,председателя общественного объединения «Общество Защиты Прав потребителей «Адилет» Еркина Томпиева о новых нормах по проекту Закона РК «О защите прав потребителей», передает Bizmedia.kz.

Предлагаемые поправки законопроекта направлены на повышение ответственности бизнеса и защиту потребительских прав населения.

Наибольшее количество жалоб потребителей наблюдается в сферах розничной торговли (1244 обращения), бытовых услуг (683 обращения) и электронной коммерции (590 обращений).

«Уже сейчас мы можем смело заявить, что качественный состав аудитории потребителей или портрет заявителя молодеет.  Так к нам чаще стали обращаться молодые люди в возрасте от 17 до 30 и выше. Это указывает на гражданскую зрелость молодежной аудитории. Стоит отметить, что подаваемые обращения отличаются высокой интеллектуальностью заявителей», — рассказал Жалгас Балгожин.

Потребителю для того, чтобы защитить свои права, действующей статьей 42-1 Закона, предусмотрен четырехступенчатый алгоритм прохождения, который в обязательном порядке, должен быть последовательным. На первой ступени потребителю нужно обратиться напрямую предпринимателю (B2C). Если переговоры не увенчались успехом и предприниматель не согласен с претензией, потребитель должен пройти вторую ступень – обязательно обратится к медиатору, либо к арбитру. Третья ступень – обращение в госорган. Административный госорган не обладает полномочиями разрешать возникший спор между сторонами, так как частный спор разрешается в гражданско-правовом поле, исключительно судами по рассмотрению гражданских дел. При принятии данных поправок у потребителя будет свободный выбор способов защиты своих прав и напрямую подать иск в суд или при наличии состава административного правонарушения в госорган для привлечения к ответственности по КоАП.

«По результатам социального опроса считаем необходимым ввести институт омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей. Как правило, омбудсмен — независимое гражданское лицо, на которого возлагаются функции защиты прав потребителей. Он будет служить мостом между государством и населением, институт омбудсмена наделен широкими правами и обязанностями в своей деятельности», — поделился Еркин Томпиев.

Создание новых правил игры на рынке защиты граждан от недобросовестных предпринимателей так же продиктовано тем, что действующий Закон не охватывает защиту прав потребителей в сферах финансовых, социальных, медицинских, туристских, и иных услуг, вопросы которых урегулированы профильными законами. В новом законе предлагается ввести гражданскую правовую ответственность предпринимателя, налагаемое в виде штрафа судом в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не решены на досудебном этапе при обращении 
к предпринимателям.

Касательно онлайн торговли за 9 месяцев 2023 года количество жалоб потребителей на сегмент электронной торговли увеличился. Поэтому электронные торговые площадки, будут приравнены к «торговым объектам».

Новый законопроект направлен на развитие современного цивилизованного общества и повышение качества жизни граждан.

В настоящее время проводится широкий спектр мероприятий по защите прав потребителей. С начала текущего года в Департамент поступило 3 342 обращения от потребителей.

Посредством платформы EOtinish и портал электронного правительства поступило 1882 обращения. По ним даны разъяснения на 1401 обращение, из них 109 обращений направлены в другой государственный орган по компетенции, 150 обращений подлежат более длительному рассмотрению в связи со своей спецификой, в 185 случаях вопроспотребителей нами были урегулирован, сумма возврата денежных средств потребителям составила 90,5 млн тенге. 

Через Telegram Bot поступило 448 обращений, по которым потребителям были даны разъяснения по их вопросам.

На телефон горячей линии поступило более 500 звонков. На каждый вопрос потребитель получил разъяснения и грамотную консультацию специалиста.

Общая сумма возврата потребителям по итогам 9 месяцев составляет свыше 90 млн тенге. 

В целях просвещения потребителей регулярно проводится информационно-разъяснительная работа по повышению потребительской грамотности среди населения. Специалисты консультируют по телефону горячей линии, оказывают помощь в составлении претензионных писем.

В рамках концепции «Слышащее государство» Департамент публикует посты в социальных сетях Instagram и Facebook. Также для удобства потребителей приглашаем всех предпринимателей города зарегистрироваться в единой информационной системе «E-tutynushy».

В СКО продолжается реализация программы реновации
2 августа 2025 в 18:50
Доллар за 552 тенге: в правительстве сделали заявление
31 июля 2025 в 12:04
Казахстан увеличил экспорт зерна и муки
2 августа 2025 в 18:45
Спасатели МЧС Казахстана обнаружили фрагменты пропавшего вертолета
26 июля 2025 в 11:53
Общегородской субботник в рамках проекта «Таза Қазақстан» провели в районах города
2 августа 2025 в 18:13
Доллар почти добрался до 450 тенге: официальный курс на 31 июля
30 июля 2025 в 15:36
В Жетысуской области закрыли нелегальный полигон ТБО
2 августа 2025 в 16:40
Льготных автокредитов больше не будет — правительство Казахстана
31 июля 2025 в 17:34
В Таразе женщина с поддельными документами получила квартиру
2 августа 2025 в 15:15
Бензин подорожает? Роман Скляр сделал заявление
31 июля 2025 в 14:22
50 стихотворений Абая наизусть знает солдат Национальной гвардии МВД РК
2 августа 2025 в 14:51
Что происходит с луком и картофелем в Казахстане: данные от Минсельхоза
29 июля 2025 в 11:27
КНБ РК завёл 17 уголовных дел о коррупции за месяц
2 августа 2025 в 13:19
Не болели COVID-19? Все равно пострадали — ученые обнаружили ускоренное старение мозга
29 июля 2025 в 13:25
В Алматы бывший владелец угнал проданную машину
2 августа 2025 в 12:54
Казахстан обогнал всех: у нас легковушки дорожают быстрее, чем в ЕАЭС
30 июля 2025 в 15:01
Как полиция Алматы остановила блогеров-нарушителей
2 августа 2025 в 12:25
Эти три продукта помогут уснуть без таблеток — совет врача
1 августа 2025 в 13:29
Сыртқы қарыз Ұлттық қордағы жинақтан асып кетті
2 августа 2025 в 12:04
Концертное выступление Дженнифер Лопес в Астане: что нужно знать зрителям
29 июля 2025 в 17:10
В Алматы строят новый спортивный парк
2 августа 2025 в 11:54
Евро, рубли, доллары: что будет с валютными депозитами после отзыва лицензии у банка
28 июля 2025 в 17:58
Доллар тағы интервенцияның шекпеніне сыймады
2 августа 2025 в 11:35
Тенге укрепился на 11 пунктов после интервенций Нацбанка
31 июля 2025 в 15:27