Намедни глава Минздрава Ажар Гиният, возможно сама того не желая, раскрыла государственную тайну: казахстанское здравоохранение отстало от мирового уровня развития этой важнейшей отрасли примерно на полвека, а то и больше, сообщает Bizmedia.kz.
«При общих расходах на здравоохранение 5% от ВПП в странах ОЭСР общая продолжительность жизни составляла 70 лет, это в 70-е годы. При 10% от ВВП ОПЖ стала 80 лет – 2019 год. Как мы видим, имеется прямая связь между качеством, доступностью медпомощи, общей продолжительностью жизни и увеличением расходов здравоохранения». – сообщила министр в понедельник депутатам мажилиса.
Минутой раньше она же порадовала народных избранников: по поручению президента Токаева через какие-то 4 года доля медицины в валовом продукте страны возрастет с нынешних 3,7 до 5 процентов (тех самых, которых цивилизованный мир достиг почти более 55 лет назад). Вот только средняя продолжительность жизни у нас уже сейчас на четыре года выше, чем у проклятых буржуев из ОЭСР.
Это конечно удивительно, но легко объяснимо: совсем недавно коллега госпожи Гиният, цифровой министр Багдат Мусин, уверял, что по скорости Интернета Страна великой степи обогнала Страну восходящего солнца. А потом в соцсетях стали тиражировать видео с талдыкорганскими учителками, пытающимися поймать ускользающую Всемирную сеть в окрестных холмах.
Впрочем отдадим Ажар Гиният должное: она – пусть не прямо, но честно призналась в фактическом крахе любимого детища наших реформаторов в белых халатах – системе обязательного медстрахования (ОСМС). По ее данным (не исключено, что благоразумно приуменьшенным), медстраховку сегодня не платят около 3,5 млн. казахстанцев, которые не могут (не имеют постоянной работы и регулярных доходов) и еще минимум 800 тыс. вполне могущих, но злостно не желающих.
Из-за этого, по ее словам, Фонд социального медстрахования (ФСМС) с 2020 года недосчитался двух с гаком триллионов тенге. И теперь, если не принять экстренных мер (как то рост индивидуальных, корпоративных и государственных страховых взносов), то наспех выстроенная накануне пандемии система медстрахования, «не способная справиться с растущими затратами по актуарным расчётам, не сможет полностью выполнить свои обязательства в будущем».
Но если госпожа Гиният лишь тонко намекнула на толстые обстоятельства, то слушавшие ее мажилисмены высказывались с прямотой древних римлян. «Основные параметры кардинально изменены. Из-за этого не хватает средств здравоохранению, снизилась доступность, снизились тарифы, появилась кредиторская задолженность. Во-первых, ставки взносов на ОСМС при сохранении ставки взносов простых граждан в размере двух процентов от ежемесячной заработной платы, ставка взносов государства на ОСМС от государства уменьшена в три раза».
«В связи с этим решением в фонд на лечение граждан за счет бюджета недопоступили сотни миллиардов тенге. В результате образовался дефицит средств,» — заявил бывший министр образования, а ныне народный избранник Асхат Аймагамбетов. Избавленный депутатским мандатом от внутриправительственного обета молчания, Асхат Канатович походя «сдал» руководство Минфина, которое рассчитывает страховой взнос не по (нарисованной) средней, а по (реальной) медианной зарплате. По словам депутата-правдоруба, только из-за этого «противозаконного решения» и только в отдельно взятом 2024 году в фонд не поступит 275 миллиардов тенге, которые могли быть использованы на лечение хворых казахстанцев.
Но и на этом беспощадный обличитель не остановился. Он заявил, что Минздрав, выполняя президентское обещание повысить зарплаты прошедшим испытание ковидом медикам, сделал это не из бюджетных ассигнований на здравоохранение (весьма, кстати, солидных), а все из той же нашей общей копилки – ФСМС. «Также, выполняя новую инициативу по повышению зарплат работников медицинских организаций, Министерство здравоохранения осуществляло это не за счет бюджета, а за счет средств, собираемых в фонд. Можно сказать, что 100 миллиардов тенге, предназначенных на лечение казахстанцев в рамках ОСМС, были использованы на иные цели. В результате названных… решений в ОСМС не поступил почти 1 триллион тенге», — резал правду-матку неугомонный парламентарий.
А его товарищ по палате Бакытжан Базарбек выдал вишенку на торте: «К сожалению, в системе ОСМС, Фонде социального медицинского страхования существует проблема коррупции. Бороться с этим следует систематически. Если мы этого не сделаем, вся государственная политика будет разрушена».
По уверениям депутата, прокурорская проверка выявила в системе ОСМС 2,5 тысячи «мертвых душ»: «Кто-то уже умер, кто-то уже не проживает в соответствующем населенном пункте, но они получают медицинскую помощь. Это же ведь ущерб бюджету… Где уголовные дела? Надо чтобы было возбуждено уголовное дело. Было коррупционное правонарушение, почему нет ответственности соответствующей?!… В 2023 году было выделено в сферу здравоохранения 2,5 триллиона тенге. Об этом отчитывалась и министр здравоохранения. Но мы не знаем до сегодняшнего дня, куда был потрачен 1 триллион тенге. Кому в карман или куда? До сих пор не знаем, куда ушли эти деньги. Поэтому любой вопрос мы должны начинать с коррупционных рисков».
И действительно, давненько Казахстан не видел громкого судебно-медицинского процесса — целый год прошел с момента оглашения приговора Елжану Биртанову и Ко. На фоне невеселых ожиданий от проваленной уборочной кампании и тревожных первых новостей отопительного сезона, а также мрачных вестей с геополитических «полей», новое дело врачей-вредителей несомненно развлечет обывателей (они же – участники системы медстрахования). А заодно добавит политических очков кое-кому из числа их избранников.
Что до нашей медицины, то помочь «догнать и перегнать» ОЭСР ей может только грамотный и честный менеджмент – как в центре, так и на местах. Судя по тому, как распоряжаются выделяемыми из республиканской казны и местных бюджетов средствами чиновники в строгих костюмах и белых халатах, гонка предстоит долгая и едва ли успешная.
Впрочем, это – совершенно отдельная тема…