Ниже — полное выступление Президента Касыма-Жомарта Токаева на Республиканском съезде педагогов, передает Bizmedia.kz.
«Открывая Республиканский съезд педагогов и отмечая День учителя, поздравляю всех присутствующих!
Нет сомнений, что это мероприятие несет в себе большую важность, ведь роль педагога в обществе неоценима. Работа учителя требует высокой ответственности и профессионализма.
Учительская община вносит неоценимый вклад в создание светлого будущего для нашей страны и развитие государства. В руках учителя формируется личность и подрастает будущий специалист.
Слова Ахмета Байтурсынова, учителя нации, звучат сегодня особенно актуально: «Для улучшения жизни народа необходимо начать с обучения детей». Образование и наука являются главным замком, открывающим дверь к успеху. Нам предстоит важная задача — обучать и воспитывать молодое поколение в соответствии с передовыми стандартами.
В 2019 году по моей инициативе был утверждён закон, определяющий статус педагога. За последние четыре года мы достигли значительного роста зарплат учителей — в два раза. Воспитатели детских садов стали получать на 30 % больше. Для учителей продлился трудовой отпуск.
Все административные обязанности, не связанные прямо с обучением, были сняты с учителей. Уделено особое внимание улучшению профессиональной подготовки педагогов. За последние три года около 220 преподавателей обучались за границей в рамках программы «Болашак». Мы видим рост интереса молодежи к профессии учителя. Студенты-педагоги теперь получают стипендии, которые увеличены в 2.5 раза.
В целом, наша ключевая задача — подготовка высококвалифицированных преподавателей.
«В наше время прогрессивные государства стремятся к успеху, активно используя на пути к нему новейшие технологии, научные достижения и образование. Качество обучения в школах, безусловно, сказывается на общем развитии страны, и роль учителя в этом процессе нельзя недооценивать.
Таким образом, педагогика превращается в одну из ключевых научных дисциплин. В связи с этим, в сфере образования требуются новаторские подходы. Внедрение современных технологий позволит нам быстро и эффективно модернизировать образовательную систему. Наша задача — двигаться вперед, ориентируясь на высочайшие мировые стандарты в образовании.»
Серьезные усилия преподавателей, талант и стремление к совершенству учащихся не остаются без результата. За прошедшие 25 лет наши ученики собрали около 12 тысяч медалей на самых авторитетных международных олимпиадах по различным дисциплинам.
Этот уровень совпадает с результатами стран, известных своим высоким качеством образования, таких как Израиль, Турция и Канада, и все это является заслугой вашего труда и упорства. Хочется выразить глубокую признательность всем преподавателям, которые, несмотря на разнообразные препятствия, честно и преданно исполняют свою миссию.
Первое. Необходимо повышать квалификацию учителей
Давайте обсудим несколько важных вопросов, связанных с образовательной политикой. Первым пунктом является улучшение профессионального уровня педагогов. Как гласит известная цитата Магжана Жумабаева: «Сын Алты-Алаша, если он преуспевает, то это заслуга учителя». Наш народ всегда осознавал, что образование — это фундаментальный элемент будущего. Следовательно, учителя всегда были особенно уважаемым сословием.
Важность роли учителя в формировании нашего общества неоспорима. Поэтому критически важно, чтобы система образования была обеспечена качественным персоналом.
В настоящее время, однако, мы столкнулись с кадровым кризисом в школах. На данный момент нам не хватает 5 тысяч учителей, и эта цифра продолжает расти. Статистика показывает, что каждый пятый выпускник педагогических вузов не работает по специальности. Более того, всего 23% учителей достигли высшей категории.
Это вынуждает нас пересмотреть наши подходы к обучению и повышению квалификации педагогических кадров. Образовательные программы для будущих педагогов сильно устарели и не соответствуют современным требованиям. Нам необходимо обновить и модернизировать эти программы, включив в них новейшие технологии и методы преподавания.
Весьма важно дать студентам-педагогам возможность попрактиковаться в реальной школьной среде. Сотрудничество между университетами и школами должно быть укреплено для обеспечения полноценного погружения студентов в реальный образовательный процесс.
На сегодняшний день число педагогов с магистерской степенью превышает отметку в 21 тысячу. Это специалисты нового поколения, которые в совершенстве владеют передовыми методами обучения и могут стать опорой для будущего корпуса руководителей образовательных учреждений. Вместе с тем нужно пересмотреть подходы к оценке и повышению квалификации педагогов.
Важно отметить, что министерству образования следует отказаться от курса на постоянное изменение квалификационных требований к преподавателям. Преподавательский коллектив заслуживает стабильной и предсказуемой рабочей атмосферы, без чиновничьей интерпретации обучающих стандартов.
Около 60% учителей получают образование в региональных учебных заведениях. Следовательно, поддержка молодых педагогов на региональном уровне имеет огромное значение. Руководители регионов должны создавать благоприятные условия для подготовки и трудоустройства учителей.
Пункт второй. Необходимость предоставления детям актуального и прогрессивного образования.
В наше время рынок труда претерпевает радикальные изменения. Искусственный интеллект внедряется в широкий спектр областей. Без сомнения, данный процесс будет ускоряться с каждым годом. Профессия, которая сегодня на пике спроса, завтра может стать абсолютно нерелевантной. Согласно прогнозам ученых, к 2050 году около половины современных профессий будут заменены цифровыми и техническими системами.
Следовательно, гражданам нашей страны необходимо приобрести умения и навыки, которые будут востребованы в новой эпохе. Эта задача имеет ключевое значение.
«В прошлом утверждали, что «один диплом прослужит тебе всю жизнь». Однако, нынешняя реальность подчёркивает важность принципа «будь в процессе обучения всегда и везде». Сегодня для работодателей наибольшее значение не приобретает красивый диплом или блестящий сертификат, а дисциплинированность, усердие и открытость к новым знаниям молодого специалиста. Они оценивают способности кандидата, а не само наличие бумажного документа о высшем образовании.
Таким образом, каждый из нас должен пребывать в процессе непрерывного обучения. Устремление к знаниям должно быть заложено в нас с самой школьной парты. Если мы стремимся к тому, чтобы наши дети выросли в качественных специалистов, то важно в первую очередь обеспечить высокий уровень среднего образования».
Третье. Очень важная задача – решение проблемы нехватки мест в школах.
Третий, но не менее важный вопрос, который требует немедленного решения — это проблема дефицита мест в школах. Главный ресурс нашей страны — это наши люди. Их число приближается к отметке в 20 миллионов, и каждый год мы приветствуем более 400 тысяч новорожденных. Это, конечно, приводит к росту числа школьников, и мы ожидаем, что их количество удвоится.
В следующие три года больше миллиона наших подростков станут студентами, и это замечательная новость. Однако быстрый рост населения ставит систему образования перед серьезными проблемами. Отсутствие достаточного количества школ является одной из наиболее насущных проблем на сегодняшний день.
С момента получения независимости мы уже построили около 2300 школ, что позволило нам отказаться от четырехсменной системы обучения. Но трехсменная система остается актуальной, а многие школы нуждаются в модернизации и техническом обновлении. Все эти вопросы требуют комплексного подхода в решении.
«В стране активно развивается проект «Комфортная школа», инициированный мной. В рамках данного проекта, в течение ближайших двух лет, сотни новых образовательных учреждений будут возведены по всей стране, включая сельские территории. Это позволит нам перейти к односменной системе обучения.
На последней встрече с представителями бизнеса, я затронул тему строительства школ в рамках благотворительной деятельности. Безусловно, это также является вопросом социальной ответственности. Я полагаю, что наше предпринимательство будет активно вовлечено в этот процесс.
Важно отметить, что незаконно полученные доходы коррупционеров, привлеченных к ответственности, направляются на строительство школ. Уже открыты 13 новых школ, и к концу года планируется открыть еще 33. Новые школы должны устанавливать высокие стандарты образования.»
Четвертое. Школа должна стать самым безопасным местом
«Во-четвертых, наша задача — превратить школу в bastion безопасности. Ученики должны ощущать себя в ней защищенными и спокойными. Бесконтрольное присутствие посторонних в школьных зданиях — неприемлема. Таким образом, все учебные заведения будут оснащены сигнализацией и системами видеонаблюдения.
Совсем недавно в одной из школ в столице произошло происшествие, где ученик получил существенные травмы. Это подчеркивает нарушение условий безопасности в учебных учреждениях. Многие старые школы, которые были построены много лет назад, не соответствуют текущим требованиям безопасности.
Поэтому, Министерству и акиматам следует провести тщательную проверку безопасности всех учебных заведений. При планировании новых школ необходимо учесть и исправить все обнаруженные недостатки.»
«К сожалению, мы продолжаем сталкиваться с инцидентами агрессии и даже физического насилия среди учеников, что часто становится катализатором для самоубийств среди них. Буллинг наносит существенный урон психологическому здоровью детей и подростков, негативно сказывается на образовательном процессе, вызывая социальную изоляцию и ментальные расстройства. Обязанность государства — обеспечивать права и безопасность детей. Важно принять все необходимые меры для того, чтобы навсегда искоренить буллинг».
В последнее время, я стал получать обращения от родителей, дети которых стали жертвами уголовных действий и бездушия отдельных педагогов. Эти письма вызывают боль и сострадание.
Специальное постановление было выдано Администрации Президента, обязывающее проводить строгое наблюдение за подобными случаями, с целью применения наказания, предусмотренного законодательством, к виновным — слово ‘преступники’ здесь, к сожалению, наиболее уместно.
Министерство внутренних дел и Генеральная прокуратура обязаны надлежащим образом выполнить свои обязанности по обеспечению безопасности детей. Обязанность Омбудсмена по правам ребенка включает в себя регистрацию всех подобных случаев и регулярное донесение информации мне. Пусть каждый знает — мы будем применять самые строгие меры.
Способов противостоять страшному явлению насилия в школах больше нет, необходимо решительные действия для искоренения такого бесчеловечного поведения, как проникновение криминальных элементов в образовательные учреждения. В связи с этим, сегодняшнее собрание собрало первого заместителя министра внутренних дел и первого заместителя Генпрокурора. Мы будем настаивать на выполнении.
У меня было поручение усилить ответственность тех, кто причиняет вред подросткам. Эта мера уже находится в стадии реализации. Прежде всего, родителям следует уделить особое внимание предотвращению психологического давления на их детей. Если такой инцидент все же произошел, школьная служба медиации должна немедленно оповестить учителей и родителей, а также в сотрудничестве с опытными медиаторами обеспечить ребенку необходимую поддержку.
«Важное послание для родителей: воздерживайтесь от поддержки поведения ваших детей, связанного с насилием и нарушением общественного порядка, особенно не стоит их оправдывать перед учебным составом. Проявления лояльности к таким действиям, ведомые любовью к вашим детям, могут привести к серьезному несчастью для них в последующем.
Более целесообразно будет проведение профилактических действий, направленных на коррекцию нарушений школьной дисциплины, чтобы избежать возможного конфликта с законодательством в будущем.»
Пятое. Еще одна актуальная задача – устранить неравенство качества образования в городских и сельских школах
Общеизвестно, что дети, проживающие в сельской местности, сталкиваются с ограничениями в доступе к образованию. Это связано с дефицитом квалифицированных учителей и необходимой техники. Более половины сельских учебных заведений являются компактными школами, где отсутствуют специалисты в различных областях.
Эти проблемы накапливались на протяжении многих лет. Большинство из них являются результатом массовой миграции населения в города. Необходимо активизировать развитие сельских школ, как центров интеллектуального и социального прогресса»
Справедливо сказать: «Пока есть школа — село живет». Школа выполняет множество социальных функций. Здесь проходят собрания общества, культурные мероприятия, спортивные соревнования.
В других словах, сельская школа играет важную роль в объединении местного сообщества. В этом контексте на бизнесменов ложится значительная ответственность. В настоящее время, в рамках государственно-частного партнерства, ведется работа по модернизации сельских школ.
С таким подходом необходимо в течение следующих трех лет полностью обеспечить не менее тысячи сельских школ всем необходимым оборудованием.»
Акцентируя внимание на вопросах развития библиотек в сельской школе, необходимо обеспечивать детям все условия для обучения. Доступ к литературе должен быть равнозначен для учащихся из городских и сельских районов.
Для того чтобы обеспечить равные возможности для каждого ребенка, необходимо повышать качество образования в каждом регионе одинаково. Независимо от семейных обстоятельств и условий, в которых ребенок вырос, каждый малыш имеет право на достойное образование.
Шестое. Важно ускорить темпы цифровизации образовательного процесса
В Казахстане существуют школы, превосходящие себе подобные учебные заведения по всему земному шару. Но стоит признать, что лишь незначительный процент нашего молодого поколения получает образование в таких школах. Цифровые инновации предоставляют возможность распространить лучшие педагогические методики и материалы по всей стране, включая наиболее отдалённые регионы. Это позволит учащимся, где бы они ни находились, получать знания от ведущих учителей национального и международного уровня. Однако проблема доступа к высокоскоростному интернету является серьезным препятствием для реализации этой идеи. Это ставит перед правительством неотложную задачу обеспечения доступа к интернету во всех уголках страны.
«Прокладывание высокоскоростного интернета в сельские школы — это общая задача, которую необходимо решить в рамках совместных усилий Министерства цифрового развития и региональных акиматов. Полгода — срок, через который будет проведена проверка выполненных работ.
В общем плане, мы стоим на пороге глобальной цифровой трансформации образовательной системы, цель которой — поднять качество образования на совершенно новый уровень. Важнейшей задачей является обеспечение всех школ высокоскоростным интернетом к 2027 году, особенно тех, где он до сих пор отсутствует. При этом все эти школы должны быть оборудованы современными локальными сетями».
«Инициатива национального проекта «Доступный интернет» станет важным шагом к решению проблемы равенства в образовании. Однако, это только начало — необходимо гарантировать ученикам доступ к инновационным цифровым платформам, где доступен обучающий контент высокого качества, включая электронные учебники. При этом важность проведения всестороннего отраслевого анализа этого материала неуместно подчеркивать.»
Обращаюсь к тем, кто может оказать благотворительную помощь: важно сосредоточиться на поддержке сельских школ. Критически важно обеспечить обучение учителей основным цифровым навыкам. Современный педагог должен быть не только экспертом в своей области, но и обладать навыками работы с новейшими технологиями, которые расширяют педагогические возможности.
Применение цифровых инструментов в образовательном процессе стало стандартом. Требуется более активное применение дистанционного обучения. Интеграция традиционных и онлайн форматов обучения способствует развитию у детей навыков самостоятельного поиска информации, в то же время сохраняя возможности для их социализации в школьной среде.
Дистанционное обучение уже успешно работает во многих странах. Во время пандемии мы тоже прибегали к этому формату. Для последующего развития онлайн-обучения нам нужно создать соответствующую правовую базу.
«Седьмое. Наряду с качественным образованием необходимо и нравственное воспитание учащихся.
«В седьмом пункте подчеркивается важность совмещения качественного образования и нравственного воспитания учащихся. На их плечи возложена миссия стать опорой государства, и чтобы они успешно справились с этой задачей, нужно заложить в основу формирования общественной этики принцип верного гражданского сознания.
В народной мудрости сказано: «Если наставник достоин, то и уроки его жизненны». Именно в школах должны стать теми местами, где дети учатся основам морали и человеческим ценностям. Справедливость, ответственность, трудолюбие, образованность, патриотизм и милосердие — эти качества должны стать целью для молодого поколения. Именно в них заключается новое качество нации».
В образовательном процессе крайне важно преемственность с коренными принципами отечественной педагогики. Новому поколению следует внушать приверженность казахским традициям и ценностям.
Мы, как нация, всегда отличались глубоким уважением к старшему поколению, заботой о младших, придавали важное значение таким понятиям как достоинство, честь и долг. Наша общественная культура играет ключевую роль в формировании молодых людей. С раннего детства следует прививать трудолюбие детям, чтобы развивать у них уважение к труду, подчеркивая значимость ответственного подхода к своим обязанностям, активности и целеустремленности в жизни.
Я хотел бы подчеркнуть еще один аспект, который вызывает активные дискуссии. В соответствии с нашей Конституцией, Казахстан является светским государством, и это основополагающий принцип, который должен быть строго соблюден во всех областях, включая образовательную систему.
Важно помнить, что школа — это прежде всего место, где дети приобретают знания. В то время как религиозные взгляды — это личный выбор каждого гражданина. Закон нашей страны гарантирует свободу вероисповедания.
По моему мнению, ребенок должен иметь возможность сделать свой выбор в вопросах веры, когда он подрос и у него сложилось собственное мировоззрение. Наша цель — воспитать поколение с открытым мировоззрением, ясным самосознанием, уважающее традиции.
Смысл слова «светскость» имеет глубокое значение. Описывая мировоззрение нашего народа, можно определить светскость как прагматизм, тягу к здоровому образу жизни, уважение нашей традиционной религии, укрепление национального самосознания.
Мы стоим перед грандиозной задачей в сфере образования — создать новый уровень качества для нашей нации. Каждый юный гражданин должен иметь возможность получить высококлассное образование, чтобы стать достойным членом общества и ответственным гражданином.
В процессе достижения этой критически важной цели, нам всем придется приложить колоссальные усилия. Великий Абай гласит: «Ұстаздық еткен жалықпас, үйретуден балаға» («Педагог должен неустанно обучать детей»). Я уверен, что вы с честью справляетесь со своей почётной миссией. Государство всегда будет ставить на первое место повышение статуса учителей и укрепление их авторитета в обществе.