С 1 января 2024 года Ирак запретит снятие наличных и операции в долларах США в рамках борьбы с незаконным использованием валютных резервов и обходом американских санкций против Ирана. Об этом заявил высокопоставленный представитель иракского центрального банка, Мазен Ахмед, передает Bizmedia.kz.
Генеральный директор по инвестициям и денежным переводам Центрального банка Ирака также отметил, что это важный шаг в рамках программы дедолларизации экономики. Иракское население, уставшее от постоянных кризисов и войн после вторжения США в 2003 году, предпочитает использовать местную валюту вместо доллара.
По словам Ахмеда, люди, которые внесут доллары в банки до конца 2023 года, смогут их снять в той же валюте и в 2024 году. Однако доллары, внесенные в 2024 году, можно будет обменять только на национальную валюту по официальному курсу 1,320. На параллельном рынке курс иракского динара в четверг составлял 1 560, что примерно на 15% ниже официального курса.
«Вы хотите перевести деньги? Переводите. Хотите карту в долларах? Вот, пожалуйста, вы можете использовать карту в Ираке по официальному курсу, или, если хотите снять наличные, вы можете снять их в динарах по официальному курсу», — сказал Ахмед.
«Но больше не говорите со мной о наличных долларах».
Ирак уже разработал платформу для регулирования электронных переводов, которые составляют основной объем спроса на доллары. Ранее они были источником фальшивых квитанций и мошеннических операций, перекачивающих доллары в Иран и Сирию — страны, находящиеся под американскими санкциями.
По словам Ахмеда, эта система, созданная в сотрудничестве с властями США, где хранятся 120 млрд долл. резервов Ирака, в настоящее время практически полностью защищена и предоставляет доллары по официальному курсу тем, кто занимается законной торговлей, например, импортом продуктов питания и товаров народного потребления.
Однако, по его словам, продолжаются злоупотребления при снятии наличных, в том числе и со стороны потенциальных путешественников, которым государство выделило квоту в 3000 долларов. Они нашли способ обмануть систему.
Ирак в значительной степени зависит от доброй воли Вашингтона, который гарантирует, что доходы от продажи нефти и финансы не подвергнутся осуждению со стороны США.
В то же время нынешнее правительство, поддерживаемое влиятельными партиями и вооруженными группировками, близкими к Ирану, стремится не допустить отторжения Тегерана и не разозлить партии и вооруженные группировки, имеющие глубокие интересы в неформальной экономике Ирака.
ДЕФИЦИТ ДОЛЛАРА
В последние месяцы многие местные банки уже ограничили выдачу наличных долларов, что ведет к их дефициту. В результате этого, курс на параллельном рынке продолжает расти. Некоторые банки испытывали нехватку долларов из-за увеличивающегося спроса наличности, вызванного нестабильностью финансовой системы. Кроме того, банки также испытывали нехватку долларов в связи с предоставлением долларовых кредитов, которые затем выплачивались в динарах.
Также ЦБР ограничил количество выдаваемых долларов в соответствии с соглашением с ФРС о регулировании наличных денег и переходе к электронным платежам. ЦБР ожидает, что в результате введения новых мер цена динара будет снижаться. Однако это является приемлемым побочным эффектом процесса формализации финансовой системы. ЦБР продолжает предоставлять доллары по официальному курсу для всех законных операций. «Те затраты, которые мы несем сегодня, — ничто по сравнению с этой целью», — подчеркнул он.
Он добавил: «У нас нет проблем с тем, что курс достигнет 1 700. Если мне говорят, что курс 1 700, я отвечаю: «Вы хотите импортировать из Ирана? Вы хотите заниматься контрабандой? У вас есть коррупционные деньги, которые вы хотите вывести?». Пока все прозрачные и легальные финансовые операции проходят через нас (по официальному курсу), остальное не имеет значения».
Однако появились признаки того, что планы ЦБР не будут встречены с распростертыми объятиями. В четверг в социальных сетях появилось видео, на котором вкладчик одного из багдадских банков угрожает сжечь банк, если не получит свой вклад в наличных долларах. Это напоминает действия вкладчиков в условиях банковского кризиса в Ливане. «Я клянусь, что сожгу его дотла. Клянусь, я войду в сейф и заберу свои деньги», — говорит мужчина.