Увеличение заработной платы для учителей может повысить привлекательность этой профессии, однако, по мнению экспертов Всемирного банка, не следует сосредотачиваться исключительно на этом аспекте для улучшения показателей образования в Казахстане. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
![Фото: Fotolia / contrastwerkstatt](https://s.bizmedia.kz/app/uploads/2023/09/vsemirnyj-bank-schitaet-chto-uchitelyam-v-kazahstane-ne-stoit-povyshat-zarplaty-za-uspehi-uchenikov-1024x576.jpg)
В докладе банка отмечается, что в последнее время зарплаты учителей в стране были повышены и приближаются к конкурентному уровню на рынке труда, за исключением учителей дошкольного образования. Однако соотношение учащихся и учителей в республике остается низким (9,5 учащихся на одного учителя в среднем образовании), что ниже среднего уровня в странах ОЭСР (13 учащихся на одного учителя).
Эксперты обращают внимание на то, что в 40% небольших школ в стране соотношение учащихся и учителей крайне низкое, составляя 4,4, а в некоторых школах даже превышает число учащихся. Такие несоответствия, особенно в сельских районах, при официальной рабочей нагрузке учителей, считают эксперты, неэффективными и неоптимальными.
Кроме того, система вознаграждения учителей, которая поощряет повышение успеваемости среди студентов с высокими оценками, также снижает эффективность профессии и не способствует равномерному развитию человеческого капитала в стране.
Всемирный банк заключает, что система стимулирования учителей сейчас более направлена на количество часов, чем на подготовку качественных учебных материалов и индивидуальную работу с учащимися. Поэтому увеличение зарплат вряд ли повлияет на эффективность работы учителей или на повышение успеваемости, пока не будет проведена реформа системы ставок и оптимизирована нагрузка на учителей.