В Китае всплеск интереса к искусственному интеллекту привел к появлению ежедневных анонсов продуктов от стартапов и технологических гигантов. Однако инвесторы предупреждают о неизбежных потрясениях, поскольку возрастает давление на издержки и прибыль, передает Bizmedia.kz.
Шумиха, возникшая в Китае после успешного запуска ChatGPT от OpenAI почти год назад, привела к тому, что руководитель Tencent назвал это «войной ста моделей». Компании, включая Baidu, Alibaba и Huawei, активно продвигают свои предложения.
По данным брокерской компании CLSA, в настоящее время в Китае разработано не менее 130 крупных языковых моделей (LLM), что составляет 40% от общемирового объема и немного уступает США с их 50%-ной долей. Кроме того, компании анонсировали десятки «отраслевых LLM», связанных с их основными моделями.
Тем не менее, по мнению инвесторов и аналитиков, большинство из этих моделей еще не нашли жизнеспособные бизнес-модели. Они слишком схожи друг с другом и сталкиваются с проблемой растущих затрат.
Напряженные отношения между Пекином и Вашингтоном также оказывают влияние на этот сектор. Американские долларовые фонды в наименьшей степени инвестируют в проекты на ранних стадиях, а трудности с получением чипов искусственного интеллекта, производимых компаниями, такими как Nvidia, начинают сказываться.
«Только те, кто обладает сильнейшими возможностями, сумеют выжить», — считает Эсме Пау, руководитель отдела исследований китайского интернета и цифровых активов в Macquarie Group. Она предвидит консолидацию и ценовую войну, поскольку игроки будут бороться за пользователей.
Она также добавила, что несколько ведущих компаний уже дали понять, что они будут конкурировать по цене, чтобы завоевать долю рынка, подобно облачным сервисам, принадлежащим компаниям Alibaba и Tencent.
«В ближайшие шесть-двенадцать месяцев, компании с низкой производительностью будут постепенно вытеснены из-за ограничений на чипы, высоких затрат и усиления конкуренции», — подчеркнула Пау.
ОСНОВАТЕЛИ И ЛИДЕРЫ
Мнения о том, какие компании выживут, сильно различаются. Юань Хунвэй, председатель венчурной компании Z&Y Capital из Шэньчжэня, считает, что на рынке будут доминировать всего две-три компании, специализирующиеся на LLM общего назначения.
Именно поэтому компания обращает внимание на опытных основателей при выборе стартапов для инвестиций. З&Y Capital, которая ранее инвестировала в беспилотные летательные аппараты DJI и стартап в области автономного вождения Pony.ai, решила поддержать компанию Baichuan Intelligence.
Baichuan Intelligence уже пять месяцев работает над созданием модели ИИ с открытым исходным кодом для конкуренции с Llama 2 от Meta Platform. Основателем компании Baichuan является Ван Сяочуан, основатель второй поисковой системы в Китае — Sogou Inc.
Компания Baichuan также получила разрешение Пекина на выпуск публичного чатбота в конце августа. Ван Сяочуан уверен в успехе компании и находится на пути к завершению второго раунда финансирования, оцененного в 1 миллиард долларов. «Мы видим здесь возможность», — подчеркнул Юань.
«Сам Ванг руководит этим проектом, и учитывая его понимание цифрового бизнеса, успешный опыт с Sogou и внимание, которое он привлекает в индустрии, мы считаем, что это наша лучшая ставка».
За новейшими китайскими ИИ-стартапами стоят известные предприниматели и технологические руководители, включая бывшего главу Google China Кай-Фу Ли и Янь Цзюэцзе, бывшего вице-президента компании SenseTime (0020.HK).
Некоторые считают, что крупнейшие китайские технологические компании Alibaba, Tencent и Baidu, благодаря своей огромной пользовательской базе и широкому спектру услуг, имеют больше шансов на успех. Например, они могут предложить своим пользователям генеративный ИИ как дополнительный сервис в рамках своих облачных услуг.
Однако действующие технологические гиганты имеют несправедливое преимущество, так как большинство бизнес-сценариев не приносят желаемых результатов, по словам Тони Тунга, управляющего директора Gobi Partners GBA.
Он также отмечает, что некоторые инвесторы сожалеют о преждевременных инвестициях в LLM-компании, которые не смогли создать прочные бизнес-кейсы и теперь ищут партнеров среди технологических гигантов для поиска потенциальных сценариев использования или возможной продажи.
В конечном итоге многие разработчики создают похожие LLM, которые решают схожие проблемы, используя микроинновации в обработке данных и архитектуре модели», — он отметил. «На данный момент инвесторы, конечно, успокоились по сравнению с началом года».