С начала 2023 года, согласно новому методу, в сфере государственных закупок были выявлены нарушения на сумму более 22 миллиардов тенге. Об этом сообщает пресс-служба Комитета внутреннего государственного аудита (КВГА) Министерства финансов (МФ) Республики Казахстан. Детали узнал корреспондент Bizmedia.kz.
Каждый год в стране около 27,5 тысяч государственных заказчиков заключают примерно 2 миллиона контрактов на государственные закупки с почти 80 тысячами поставщиков на общую сумму более 5,5 триллиона тенге бюджетных средств.
Для избежания излишних проверок, которые могли бы помешать добросовестным заказчикам и поставщикам, а также для уменьшения административной нагрузки, КВГА МФ Республики Казахстан применяет новые методы дистанционного анализа и проверки бюджета, основанные на системе управления рисками.
С начала текущего года было проведено точечное исследование бюджетных средств на общую сумму 57 миллиардов тенге, при этом были выявлены нарушения на сумму более 22 миллиардов тенге, которые, возможно, могут быть устранены путем выполнения работ, поставки материалов и оборудования на сумму 6,3 миллиарда тенге.
Электронный государственный аудит показал, что деньги часто перечислялись поставщикам и подрядчикам за товары и услуги, которые фактически не существовали.
Сфера строительства также не оставалась в стороне, где не соблюдались графики выполнения работ, что приводило к корректировке проектов и их значительному удорожанию, иногда на более чем 48% от первоначальной стоимости.
Средства, предназначенные на строительство, использовались для покупки материалов и оборудования, которые находились у производителей или находились в «пути», не обеспечивая сохранность активов и нарушая процесс строительства.
Также было обнаружено, что акты выполненных работ в каждом третьем случае не публиковались на веб-портале государственных закупок из-за несоответствия фактических данных.
Например, в управлении строительства Костанайской области было выявлено отставание от графика строительства четырех объектов на сумму 2,5 миллиарда тенге. За не выполненную часть работ при строительстве школы в Костанае подрядчику было выплачено 43,6 миллиона тенге.
При строительстве Смарт-центра для детей в Костанае было приобретено медийное оборудование и система освещения на сумму 1,3 миллиарда тенге, в то время как само здание было только в начальной стадии строительства, и было выявлено отсутствие оборудования на сумму 8,7 миллиона тенге.
В проекте «Создание индустриальной зоны в городе Костанай» подрядчики не предоставили программное обеспечение для мониторинга электроснабжения на сумму 37,9 миллиона тенге.
Дополнительно, установлено, что бюджетные средства были перечислены за строительство дороги по улице Кумисбекова и Насосно-фильтровальной станции, где фактически работы не выполнялись на сумму 56,8 миллиона тенге.
В управлении активов и государственных закупок города Астаны приобрели недвижимость, не соответствующую условиям, на сумму 1,9 миллиарда тенге. Квартиры не имели моек, электроплит, счетчиков воды и электроэнергии, а административное здание не обеспечивалось крытым паркингом с лифтом, охранной сигнализацией и вентиляцией с охлаждением.
Кроме того, в здании работали 11 сторонних организаций, таких как нотариусы, салоны красоты и торговые компании, без заключения арендных договоров и компенсации бюджету за эксплуатацию помещений.
Отдел ЖКХ города Атырау оплатил реконструкцию автомобильной дороги на сумму 17,5 миллиона тенге, на которой не установили 184 дорожных знака и два остановочных павильона. Также были оплачены не поставленные автономные котлы для котельной села Талгайран на сумму 106,4 миллиона тенге.
Аналогичные случаи были обнаружены в отделе ЖКХ Усть-Каменогорска, где подрядчику перечислили более 91 миллиона тенге за установку 100 опор электропередачи, которые фактически не были установлены.
В Жамбылской области проверяющие дистанционно подтвердили неправомерное заключение договоров на сумму более 2 миллиардов тенге, предположительно, для ликвидации чрезвычайных ситуаций, хотя никакого чрезвычайного состояния не объявлялось, и заказчики использовали эту норму для заключения контрактов с отдельными поставщиками без проведения конкурентных торгов на всю сумму, выделенную из бюджета.
В случае конкурентных закупок можно было бы сэкономить около 100 миллионов тенге.
КВГА заявило, что будет продолжать использовать риск-ориентированный подход к проведению государственных аудитов, в том числе с использованием информационных систем.