В Конституционном суде Казахстана дали ответы на самые частые вопросы граждан по теме обращений в суд и в каких случаях это следует сделать, сообщает Bizmedia.kz.
В Конституционном суде Казахстана дали пояснения, как граждане могут к ним обратиться
Вы планируете обратиться в Конституционный Суд для оспаривания конституционности правового акта или его отдельных пунктов, которые, по вашему мнению, нарушают ваши права и свободы, установленные в Основном Законе. Что важно знать при подаче заявления в КС? Кто имеет право на такое обращение? Когда имеются основания для подачи заявления? Каков порядок подачи и какие формальности необходимо соблюсти? Ниже приведены ответы на некоторые распространенные вопросы.
Какие вопросы рассматривает Конституционный Суд при обращении гражданина?
Конституционный Суд проводит проверку соответствия правовых актов или их отдельных пунктов Конституции, которые прямо влияют на конституционные права и свободы заявителя.
Имеют ли все граждане право обратиться в Конституционный Суд?
Любой гражданин имеет право обратиться в Конституционный Суд.
Рассматривает ли Конституционный Суд судебные решения по уголовным, гражданским и административным спорам?
Конституционный Суд не пересматривает судебные решения по уголовным, гражданским и административным делам (приговоры, решения, постановления) и не дает им оценку. Его компетенция ограничивается проверкой правовых актов или их отдельных пунктов на соответствие Конституции. В своих решениях Конституционный Суд может предложить рекомендации по улучшению законодательства.
Каким образом граждане могут обратиться в Конституционный Суд?
Есть несколько способов:
- Использование системы обращений «е-Otinish».
- Отправка письма на электронный адрес Конституционного Суда, указанный на его официальном сайте (обращение должно быть отсканировано и содержать автограф автора).
- Отправка регистрируемого письма через АО «Казпочта».
- Личная встреча и вручение обращения на бумаге в пункте приема корреспонденции по следующему адресу: г. Астана, улица Мәңгілік Ел, 13.
Теперь ответим на вопросы, связанные с обращением в Конституционный Суд:
Необходимо ли проходить все судебные стадии перед обращением в Конституционный Суд?
Нет, это не требуется. Гражданин имеет право обратиться с жалобой, если обращение в обычный суд не изменит применение закона, нарушающего его конституционные права и свободы.
Можно ли в одном обращении оспорить нормы разных законов, если они были нарушены одним судебным решением?
Да, это возможно. Закон не ограничивает количество норм, конституционность которых может быть проверена в рамках одной жалобы в конституционном процессе.
Могут ли юридические лица обратиться в Конституционный Суд?
Нет, юридические лица не могут обратиться в Конституционный Суд. Обращение в Конституционный Суд возможно только для граждан.
Имеет ли человек право вызывать вопрос о соответствии закона Конституции, принятого более года назад?
Да, имеет. Отсрочка принятия закона не является причиной для отказа Конституционного Суда рассмотреть обращение по этому вопросу.
Также, может ли Конституционный Суд самостоятельно инициировать проверку законов на соответствие Конституции?
Конституционный Суд проводит процедуру проверки законов на конституционность только по обращению со стороны заинтересованного лица.
В чем отличие Конституционного Суда от других судов?
Конституционный Суд является независимым и автономным органом, ответственным за обеспечение верховенства Конституции, и не входит в судебную систему.
В отличие от других судов, Конституционный Суд имеет право признать нормативные правовые акты или их отдельные положения неконституционными, а также конституционными в данном им истолковании.
Выполняет ли Конституционный Суд функцию анализа национального законодательства?
Каждый год, основываясь на обобщении практики конституционного производства, Конституционный Суд представляет Парламенту доклад о состоянии конституционной законности в Республике Казахстан. Данный доклад является одним из способов, которыми Конституционный Суд осуществляет свои функции. В нем содержится анализ национального законодательства на основе итогов конституционных процедур и рассмотренных обращений граждан, а также рекомендации по его улучшению.