За первые полгода 2023 года общий объем экспорта готовой продукции, произведенной в Казахстане, достиг $39,4 млрд, что на 22% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из этой суммы треть, или $12,1 млрд, пришлось на экспорт несырьевых товаров, сообщает Bizmedia.kz со ссылкой на Министерство торговли и интеграции РК.
За первые шесть месяцев 2023 года объем экспорта обработанных товаров из Казахстана вырос на 22%
Основные экспортные позиции включают продукты металлургии и химической промышленности, такие как медь, катоды из меди, ферросплавы, уран, нефтепродукты, цинк, алюминий, горячекатаный плоский прокат и природный газ. Казахстан также активно экспортирует пшеничную муку, подсолнечное масло и минеральные удобрения. Например, экспорт подсолнечного масла за данный период вырос на 33,4% и достиг 155,9 тыс. тонн. Подобная тенденция была наблюдаема и в прошлом году, когда экспорт подсолнечного масла из Казахстана увеличился в 3 раза до $346,4 млн.
Стоит отметить, что экспорт маргарина также вырос в прошлом году в 2,7 раза до $88,8 млн. Основными странами-потребителями казахстанской продукции являются Россия, Китай, Узбекистан, Турция, Нидерланды, Великобритания и Япония. Число стран-импортеров казахстанской готовой продукции за полгода увеличилось с 114 до 125.
Для поддержки экспортеров Министерство торговли и интеграции РК проводит ряд мер, включая организацию торговых миссий, участие в международных выставках и бизнес-форумах, а также обучающие проекты и программы. Например, программа акселерации помогает казахстанским компаниям успешно проникать на новые рынки. В этом году в программу было отобрано 111 производителей из пищевой, химической, текстильной промышленности и сферы услуг.
Также стоит отметить, что в 2023 году значительно увеличилось количество казахстанских компаний, желающих экспортировать IT-услуги.
Alibaba.com, международная онлайн-торговая платформа, является ценным инструментом для продвижения товаров. Государство поддерживает домашних производителей и торговые организации, поощряя их продажи на этом рынке. В 2023 году крупнейшая китайская B2B-платформа Alibaba открыла доступ к премиум-аккаунтам «Золотого поставщика» для 70 поставщиков. Сегодня продажи через Alibaba превышают 300 миллионов долларов.
В связи с быстрым развитием электронной торговли, в мае была запущена B2C-платформа JD.com для компаний, ориентированных на экспорт из Казахстана. Здесь был создан Национальный павильон товаров Казахстана. За неделю были распроданы первые партии отечественных продуктов питания, что свидетельствует о высоком спросе на качественные товары и конкурентоспособности казахстанской пищевой продукции. В настоящее время продолжается поиск новых поставщиков. Эти меры принимаются с целью увеличения экспорта готовой продукции.
Для поддержки экспортеров организуются торгово-экономические миссии. В мае, в рамках миссии казахстанских предпринимателей в Сиань (Китай), Министерство торговли и интеграции Казахстана совместно с Министерством иностранных дел запустило пилотный шоурум продукции Казахстана в Генеральном консульстве в Сиане.
С 17 по 21 августа более 40 казахстанских производителей приняли участие в международной выставке «Китай — Евразия: товары и торговля», которая проходила в Урумчи, Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Они представили кондитерские изделия, макароны, джемы и мармелад, мед, мороженое, напитки, текстиль, украшения и другие товары на выставке EXPO. Национальный стенд Казахстана был признан одним из лучших среди 40 стран и регионов, представивших свою продукцию на выставке.
В рамках казахстанской делегации, бизнесмены посетили государственные структуры, коммерческие сети, складские помещения и национальные предприятия заграницей. Встречи с потенциальными партнерами проводились для оценки покупательского спроса. За первую половину 2023 года состоялось 6 деловых поездок в различные страны, включая Вьетнам (г. Ханой), Азербайджан (г. Баку), Иран (г. Тегеран), Китай (г. Сиань), Узбекистан (г. Ташкент) и Кыргызстан (г. Бишкек). К концу года планируется еще 4 зарубежные поездки для исследования новых рынков и формирования деловых связей.
С 10 по 12 сентября казахстанские предприниматели вновь встретились с потенциальными партнерами из Душанбе на деловых переговорах. В этой экономической миссии участвовали 22 предприятия из Казахстана, специализирующиеся на машиностроении, пищевом, химическом и обрабатывающем секторах. Это стало второй встречей деловых кругов Казахстана и Таджикистана. В мае в Астане прошел Казахстанско-Таджикский бизнес-форум, где было подписано 40 соглашений о сотрудничестве на сумму более $2,6 млрд.
Казахстан и Таджикистан находят множество областей для взаимовыгодного сотрудничества в различных экономических секторах. Казахстан является одним из трех основных торговых партнеров Таджикистана, занимая устойчивое второе место. В последнее время Казахстан успешно экспортирует автомобильную продукцию на таджикский рынок. В частности, автомобили JAC, которые собираются на заводе «СарыаркаАвтоПром» в Костанае, стали основой таксопарка Душанбе. В общей сложности Таджикистан импортировал более 200 автомобилей, собранных в Казахстане.
В августе в Астане впервые состоялся бизнес-форум между Казахстаном и Афганистаном. На него прибыли около 200 делегатов из Афганистана с целью установить сотрудничество. Объем торговли между двумя странами за первые пять месяцев 2023 года достиг $233,3 млн, причем казахстанский экспорт составил $225,1 млн. Товарооборот между двумя странами в 2022 году приближался к $1 миллиарду ($987,9 млн), что вдвое превышает показатели 2021 года. Казахстанский экспорт, особенно переработанных продуктов, составил 90% от общего товарооборота.
Афганистан является важным рынком для Казахстана, принимая 70% его экспорта муки. Казахстан обладает экспортным потенциалом на сумму $500 млн в секторах пищевой промышленности, нефтехимии, химии, металлургии, легкой промышленности и машиностроения. Правительство продолжает поддерживать малый и средний бизнес и открывать новые возможности для национальных экспортеров.