Согласно статистике Министерства внутренних дел Республики Казахстан, с начала 2023 года было зарегистрировано более 13,7 тыс. случаев интернет-мошенничества. Пострадали не только пожилые люди, но и образованные люди с высоким уровнем интеллекта, сообщает Bizmedia.kz.
Какие психологические методы используют мошенники?
Многие считают мошенников людьми с низким уровнем эмоционального интеллекта, неспособными понять чувства других. Однако они обладают отличными навыками манипуляции. Мошенники часто обладают харизмой, легко завоевывают доверие своих потенциальных жертв. Они также мастера риторики, используют правильные слова и интонации, чтобы максимально воздействовать на своих жертв. Например, они сообщают гражданам о кредитах или переводах, оформленных без их ведома. Под влиянием страха жертва теряет способность мыслить рационально, а мошенник предлагает свою помощь, обещая, что банк разберется с ситуацией.
Мошенники также умело используют желание людей быстро обогатиться, особенно в наши дни, когда мотивационные бизнес-курсы повсеместны. Они требуют немедленного решения, убеждая жертву, что она упускает свой шанс. В результате люди инвестируют деньги в сомнительные проекты или берут займы у недобросовестных кредиторов.
Для пожилых людей мошенники используют тактику давления авторитетом. Многие из них привыкли доверять государственным органам и полиции, поэтому они верят людям, представляющимся сотрудниками КНБ. Они готовы помочь в поимке преступника, передавая деньги или конфиденциальную информацию. Если возникают сомнения, мошенники начинают угрожать уголовной ответственностью за помехи государственной спецоперации. Нельзя также исключать тот факт, что с развитием интернета и IT-технологий мошенники становятся всё более изощрёнными, изучая все инновации для использования в своих корыстных целях.
Как распознать афериста?
- Сигнал №1: Связь с вами всегда начинает мошенник, он первым делает звонок или отправляет сообщение через соцсети, предлагая соблазнительные сделки или, используя вашу наивность и страх, вымогает деньги. Не пренебрегайте такими звонками и сообщениями, это элемент цифровой гигиены, который поможет вам избежать встречи с мошенниками.
- Сигнал №2: Общение с мошенниками всегда ведется вокруг денежных вопросов. Они маскируются под сотрудников банка, государственных учреждений или крупных магазинов, но их разговор всегда связан с деньгами. Конечно, нельзя с абсолютной уверенностью сказать, что вам звонил мошенник, но будьте на чеку и не доверяйте незнакомцам, когда речь идет о деньгах.
- Сигнал №3: Они требуют вашу конфиденциальную информацию. Ни один банковский сотрудник или служащий правоохранительных органов не будет просить у вас данные платежной карты, пароли и CVV-код. Это нарушает их служебные обязанности. Поэтому ни при каких обстоятельствах не сообщайте личные данные непонятным лицам, независимо от того, как они пытаются вас запугать.
- Сигнал №4: Мошенники вызывают различные эмоции. Мы уже установили, что мошенники хорошо знакомы с человеческой психологией и будут давить на ваши слабые места, чтобы вас вывести из равновесия. Не теряйте спокойствие и лучше сами свяжитесь с контакт-центром банка или государственного органа, чтобы уточнить детали.
- Сигнал №5: Они пытаются заставить вас поспешить с решением. Мошенники сознательно подводят своих жертв к ситуации, где нет времени на размышления. Действуйте сейчас или пожалеете — это их тактика, потому что они понимают, что в шоковом состоянии человек теряется. Если вас пытаются к чему-то подтолкнуть или торопят, лучше приостановить разговор и обдумать ситуацию. Вы всегда можете перезвонить, если потребуется.
Как не попасть на удочку мошенникам?
- Сохраняйте критическое мышление при общении с незнакомцами, не поддавайтесь их эмоциональному давлению. Оценивайте их действия и высказывания. Помните, что вы им ничего не обязаны и всегда можете отказаться от общения.
- Не доверяйте полностью своей уверенности — исследования показывают, что переуверенность увеличивает вероятность стать жертвой мошенников. Вы не всегда знаете все ходы и уловки мошенников, поэтому проявляйте бдительность.
- Не спешите принимать решения — даже если вам говорят, что предложение действует ограниченное время. Если вам предлагают что-то действительно ценное, оно не будет ограничено коротким временем.
- Всегда проконсультируйтесь с близкими людьми, которым вы доверяете. Извне ситуация может выглядеть по-другому и помочь вам сделать правильный выбор. Также этот человек может быстрее обнаружить потенциальную угрозу.
- Избегайте разговоров с настойчивыми предлагающими — лучше вежливо отказать. Если это сложно, используйте стоп-фразы, например, «Мне нужно проконсультироваться с сестрой». Таким образом, вы ни на кого не обижаетесь и завершаете разговор.
- Не допускайте эмоционального давления — помните, что профессионалы и официальные лица никогда не играют на чувствах. Они следуют четким алгоритмам, и отклонение от них может быть для них дорогостоящим. Если вам кажется, что представитель банка пытается вас запугать или вызвать эмоции — это сигнал к тому, что следует прекратить общение.
- Задавайте конкретные вопросы и предупреждайте, что ведете запись — не стесняйтесь запрашивать информацию о звонящем, его работе, должности и подробности по поводу звонка. Запись может отпугнуть мошенников и помочь вам активизировать аналитические способности, которые могли отступить под давлением эмоций.