В течение нескольких месяцев шведское правительство пыталось сократить масштабы кризиса в сфере недвижимости, который подорвал доверие к этой скандинавской стране. Они повторяли простую мысль — хотя некоторые компании находятся в затруднительном положении, сама страна не испытывает финансовых трудностей, передает Bizmedia.kz.
Однако теперь Heimstaden Bostad, инвестор в недвижимость стоимостью 30 млрд. долларов, владеющий рядом домов от Стокгольма до Берлина, столкнулся с многомиллиардным дефицитом финансирования. Этот дефицит перекладывается на одного из крупнейших пенсионных фондов страны.
Это, безусловно, увеличивает риски для Швеции — европейской страны, наиболее пострадавшей от глобального спада в сфере недвижимости. Прошлогодний резкий рост процентных ставок положил конец десятилетию практически безлимитного доступа к кредитам.
Швеция является одной из самых богатых стран Европы и крупнейшей экономикой в Скандинавии, но у нее есть «слабое место» — рынок недвижимости. Банки выдали домовладельцам более 4 трлн. шведских крон (360 млрд. долларов), что превышает задолженность немцев или итальянцев в два раза.
В начале этого года Международный валютный фонд отметил, что исторически высокий уровень заимствований домохозяйств в Швеции, в сочетании с долговой зависимостью коммерческих компаний и их зависимостью от местных банков, представляет риск для финансовой стабильности.
Кризис в сфере недвижимости продолжает усиливаться в этом месяце. Пенсионный фонд Alecta, владеющий 38% акций Heimstaden Bostad — крупнейшего арендодателя жилья в Швеции, объявил о необходимости дополнительного финансирования. Согласно оценкам Swedbank, Heimstaden Bostad может испытывать нехватку средств в размере около 30 млрд. крон (2,7 млрд. долларов).
Шведский финансовый регулятор начал расследование, чтобы выяснить, почему и как Alecta вложила 4,5 млрд. долларов в этого гиганта недвижимости. Проблемные инвестиции составляют 4% от общего портфеля фонда.
Представитель Heimstaden, Кристиан Дрейер, заявил, что компания достигла «хорошего прогресса в погашении облигаций на 2024 год» и «не нуждается в немедленных инвестициях для выполнения наших обязательств». Однако он также подчеркнул готовность компании рассмотреть другие варианты поддержки.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ГОТОВИТСЯ
По мере нарастания кризиса в сфере недвижимости, правительство Швеции готовится к возможным действиям, надеясь, что они не понадобятся. В начале этого года Каролина Экхольм, генеральный директор Шведского долгового управления, заявила, что правительство обладает небольшим долговым бременем и может позволить себе привлечь больше займов для вмешательства, рассматривая возможность предоставления кредитных гарантий или субсидированных кредитов.
Один человек, знакомый с мнением правительства, отметил, что, хотя государство в принципе готово предоставить помощь, оно осознает возможные политические риски, связанные с поддержкой компаний, которые рискуют большими суммами.
Драйер из Heimstaden заявил, что компания изучает возможность «потенциальной рекапитализации за счет существующих акционеров» и уверен, что сможет «снизить финансовые риски» частично благодаря банковскому финансированию, но также готов рассмотреть другие формы поддержки.
«Хотя мы не зависим от внешней помощи, мы готовы рассмотреть подходящие государственные программы, если они станут доступными», — сказал Драйер.
Публично правительство старается снизить масштабы кризиса.
«Существуют потенциальные проблемы, за которыми мы должны внимательно следить», — заявил министр финансовых рынков Никлас Викман в интервью агентству Reuters незадолго до того, как проблемы Heimstaden Bostad стали известны широкой публике. «Мы знаем, что нас ожидают трудности, но у нас есть резервные планы».
Правительство готово предпринять меры для обеспечения финансовой стабильности в случае возникновения угроз или потрясений», — заявил он, предупредив, что проблемы отдельных компаний не означают проблем всего сектора в целом.
Швеция стала одной из первых европейских стран, столкнувшихся с проблемой роста процентных ставок, так как большая часть ее долгов по недвижимости является краткосрочной, что предвещает проблемы для всего региона, где рост стоимости денег также затронул Германию.
Почти половина шведских домовладельцев имеют ипотечные кредиты с плавающей процентной ставкой, что означает, что повышение ставок приведет к росту их платежей.
В то же время застройщики в Швеции часто полагаются на краткосрочные кредиты или облигации, которые должны быть заменены более дорогими кредитами.
Heimstaden Bostad и другие компании, включая испытывающую трудности SBB (SBBb.ST), стремительно растут, особенно благодаря продаже недорогих краткосрочных еврооблигаций, которые после этого стали менее доступными.
«Мы наблюдаем безумный бум в строительстве жилья. Пока мы не видим замедления», — отметил Дэвид Перес, законодатель от демократической партии Швеции. «Если процентные ставки продолжат расти и это будет сопровождаться увеличением безработицы, именно это и вызывает наши опасения».
По мнению аналитиков, таких как Маркус Густавссон из Danske Bank, поскольку процентные ставки продолжают расти, мы еще не достигли самого худшего. Они отмечают, что цены на жилую недвижимость в Швеции уже снизились примерно на 10% и, вероятно, рынок недвижимости еще не достиг своего пика.
Андреас Червенка, автор книги «Жадная Швеция», которая исследует неравенство, частично вызванное жилищным бумом, отмечает, что до недавнего времени шведы повышали цены на жилье с помощью «смешных» денег. Однако с ростом процентных ставок, эти «смешные» деньги стали реальными, и это оказывает болезненное влияние.
(1 долл. = 11,1242 шведской кроны)