Эхо недели с Жетыкуном Сойлеевым
Очередной сезон в казахстанском политическом театре начался 1 сентября со Дня знаний, который в последние годы стал еще и днём президентских посланий (только отсутствие у второго события этой даты статуса государственного праздника мешает писать его с прописной), размышляет Bizmedia.kz.
Хотя, честно говоря, в самом послании — 2023 — ничего не то что праздничного, а принципиально нового большинство комментаторов так и не увидело. С одной новацией казахстанцев точно можно поздравить: 1 сентября 2023 года Касым-Жомарт Токаев дал старт развитию в нашей стране атомной энергетики. Нет, он, в отличие от первого советского космонавта, не сказал «Поехали!» и уж тем более не махнул рукой.
Просто, оглашая послание, Касым-Жомарт Кемелевич произнес пару фраз, свидетельствующих: второй президент Казахстана – настоящий хозяин своему слову. Ведь не зря же господин Токаев, едва заступив на должность и съездив с первым госвизитом к хозяину московского Кремля, объявил: Казахстану нужна дешевая и доступная атомная энергия, но прежде, чем строить АЭС, непременно проведем республиканский референдум – «посоветуемся с народом».
Многие наблюдатели из числа тертых калачей озабоченно зачесали репы: мол, нельзя судьбоносный для страны вопрос одним махом выносить на суд неквалифицированного народного большинства, это должно решать высококвалифицированное меньшинство – так что незачем устраивать игры в демократию, лучше довериться профессионалам. И некоторое время спустя один из вициков Минэнерго Жандос Нурмаганбетов «поправил» президента: мол, никакого референдума, граждане дорогие, не ждите, вместо него проведем «общественные слушания» рядом с будущей стройкой века – с жителями поселка Улкен в Алматинской области, у берегов Балхаша-батюшки.
Сказано – сделано, провели. Да так, будто понарошку: набили в актовый зальчик местной школки привезенных из мегаполиса южного да из града стольного спецов с чиновниками, заранее отобрали представителей прогрессивной улкеновской общественности. И начался тут гвалт и ор такой, что понять что-либо не представлялось никакой возможности. Это, однако, не помешало энергичным людям из Минэнерго разразиться жизнеутверждающим пресс- релизом , озаглавленным «Жители Улкена поддержали строительство АЭС».
Вот тут-то стало не по-детски страшно за судьбу только-только вылупляющейся атомной энергетики родной державы, ибо все случившееся в маленьком – всего-то в две с небольшим тысячи душ – Улкене выглядело какой-то карикатурой на народное волеизъявление. Казалось, теперь вполне себе разумное с колокольни нынешнего и будущего экономического развития Отечества начинание с АЭС будет окончательно опошлено, обсмеяно и в конце концов задвинуто в самый долгий ящик. Что и говорить, чиновники наши умеют испохабить любую плодотворную дебютную идею отвратительным исполнением…
И вдруг., как гром среди ясного неба, слова президента в послании: «Строительство или отказ от возведения АЭС — это крайне важный вопрос, касающийся будущего нашей страны. Поэтому предлагаю вынести его на общенациональный референдум. По конкретным срокам определимся позднее». Гип-гип ура, господа и дамы, можете вслед за счастливыми улкеновцами (предвкушающими для себя новые рабочие места с новыми, доселе невиданными зарплатами) бросать в воздух шляпы и шляпки! Ибо теперь казахстанскому мирному атому уж точно быть.
А знаете почему? Потому, что нет более надежного способа легализовать самую, казалось бы непроходную придумку власти, чем провести, выражаясь буквой Закона «О республиканском референдуме», «всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан».
Тут уж никакие, пускай хоть трижды дельные возражения специалистов, предостерегающих от этого жутко дорогого и потенциально небезопасного удовольствия, не будут услышаны: народ же требует, это же ж ПЛЕ-БИС-ЦИТ! Его якобы субъекты приходят к урнам для голосования с выражением выученной беспомощности на лицах, как бы посылая наверх привычный месседж, нам жить – вы и решайте! Так было 30 августа 1995-го, когда народ «подарил сам себе» Конституцию победившего авторитаризма, заодно продлив президентские полномочия ее главного бенефициара.
Так было 5 июня 2022-го, когда на референдум вынесли целый сонм довольно мудреных для обывательского восприятия конституционных новелл (в ту самую Конституцию), смысл которых не поддается короткому «да-нет». А коль не поддается, значит ответ будет «да» — ведь так проще и тем, кто голосует, и тем, кто считает.
К слову, последние устами одного из членов Центризбиркома уже засвидетельствовали готовность провести процедуру «волеизлияния» до конца года. Некоторые расценили это как косвенное свидетельство того, что власти определились не только с местом будущей стройки, но и с датой ее начала и с ее генеральным подрядчиком. А если и остались вопросы, то на помощь придет Его Величество Закон – да-да, все тот же, «О республиканском референдуме», статья 19 которого гласит: «Референдум проводится в срок не ранее одного и не позднее трех месяцев со дня принятия решения о его назначении. В исключительных случаях Президентом Республики могут быть установлены иные сроки проведения референдума».
Так что спросить у народа власть может в любой момент. Хоть завтра! А народ что? Да ничего, собственно! Он ведь – как некогда широко разрекламированный дезодорант Rexona… в смысле, «никогда не подведёт»!