В столице Астане, в Акорде, прошла встреча президента страны Касым-Жомарта Токаева с ключевыми фигурами казахстанского бизнеса. Этот формат общения уже стал неизменной практикой, ведь промышленность является краеугольным камнем экономики нашего государства, а его развитию уделяется особое внимание, передает Bizmedia.kz.
«Сегодня мы стоим на пороге формирования новой экономической модели Справедливого Казахстана. Это общее для всех нас направление, и, в первую очередь, решающий шаг для будущего нашего государства. Наши предприниматели обязаны вносить активный вклад в этот процесс. Поэтому сегодня мы имеем возможность обсудить существующие проблемы, определить цели на предстоящий период.»
«Как известно, в Послании я выдвинул новые концепции для последующего прогресса нашей страны. Мы должны достигнуть увеличения экономического роста до 6-7 процентов. Для этого необходимо оказывать максимальное содействие частной предпринимательской инициативе.
В этом контексте были приняты конкретные шаги. Однако динамика развития предпринимательства все еще не соответствует его внутреннему потенциалу. Вкратце, нам необходимо значительное продвижение вперед. Прежде всего, нам нужно построить совершенно новые отношения между государством и бизнесом».
«Бизнес-сообщество по своему характеру является постоянной величиной. Акимы, министры, премьер-министры меняются, и даже президент изменился, но предприниматели, особенно те, кто представляет большой бизнес, остаются неизменными.
Этот факт свидетельствует о стабильности бизнес-климата в нашей стране, последовательности политики и подкрепления со стороны государства в отношении предпринимателей. Но сейчас речь идет о заключении нового «общественного договора» государства с бизнесом. Суть этого договора можно выразить следующим образом.
Государство создает самые благоприятные условия для развития бизнеса и обеспечивает полную защиту частной собственности.
В свою очередь, предприниматели добросовестно исполняют взятые на себя обязательства – по уплате налогов и инвестированию в экономику, созданию рабочих мест и комфортных условий труда для своих сотрудников. Любой договор, как вы знаете, зиждется на взаимном доверии».
«Органы власти не должны воспринимать каждого предпринимателя как возможного правонарушителя. Это генерирует подавляющую природу управления.
Государству необходимо поддерживать бизнес. Хотел бы особо подчеркнуть эту идею. Поддерживать, а не преследовать.»
«С точки зрения бизнесменов, они не должны представлять себя в роли «жертв» и «просителей», а должны стать равноправными союзниками государственной машины.
Недостаточная защита частного инвестиционного капитала, чрезмерное вмешательство государства в экономические дела, несоответствие ценообразования рыночным принципам и излишнее регулирование — это далеко не исчерпывающий список проблем, которые волнуют бизнес-сферу.
Постоянный поток жалоб от предпринимателей на судебные, правоохранительные, налоговые органы и местные власти не снижается. В то же время, бизнес не редко замечен в уклонении от налогов, выводе капиталов, мошенничестве при получении государственной поддержки. Не редки случаи нарушения прав трудовых коллективов. Все это ведет к тому, что обе стороны постоянно подозревают друг друга в недобросовестном поведении.»
«Так, главное задание на сегодняшний день — обеспечение полноценного взаимодействия бизнеса и государства. Необходимо прервать этот замкнутый цикл. Конечно, для построения доверительных отношений, государство должно сделать первый шаг.
Принцип «презумпции невиновности» бизнеса должен быть внедрен не только на словах, но и в действие. Применение его на всех уровнях — от местного акимата до национальных структур. Ключевым является упрощение административных процедур, повышение их прозрачности через цифровизацию, а также сокращение прямого взаимодействия между бюрократами и предпринимателями.
Более широкое использование уведомительного порядка разрешений, оптимизация отчетности. Поэтому государственные органы должны подвергнуться реформам, включая законодательство и служебные процессы.»
«Давайте обратим внимание на задачи, которые требуют немедленного внимания и решения.
ВО-ПЕРВЫХ, важно гарантировать уважение закона и защиту частной собственности.
Это фундаментальный аспект для стимулирования предпринимательства и привлечения инвестиций. Однако, для его полной реализации требуется решить ряд системных вопросов.
При выполнении функций контрольных органов и судебных инстанций не учитывается принцип превосходства сущности над формальными признаками нарушения. Даже малейшие ошибки в экономической деятельности предприятий в большинстве случаев классифицируются как преступные действия, что создает непрерывное криминальное давление на экономику страны.
Руководители правоохранительных органов, присутствующие здесь, должны особенно обратить на это внимание. Жалобы бизнес-сферы на действия силовых структур продолжают поступать.
Борьба с преступностью, включая экономическую, должна проводиться исключительно законными способами. Преувеличения не только не отражают интересы государства, но и порочат репутацию Казахстана, подрывая доверие людей к моим инициативам. Нам необходимо разработать сбалансированный механизм контроля.
Я ранее обозначил инициативу назначить каждому значимому инвестиционному проекту сопровождающего сотрудника из контрольного органа. Однако, значительных результатов по этому вопросу пока нет. Администрация Президента вместе с Генеральной прокуратурой и Бизнес-омбудсменом должны предоставить соответствующие предложения в течение месяца».
В настоящее время кассационная инстанция рассматривает лишь 5% всех уголовных и гражданских дел, что является несоответствующим ожиданиям населения. В связи с этим, становится очевидной необходимость обсуждения с юридическим сообществом и представителями бизнеса вопроса о создании независимого кассационного суда. Судебный коллегиум подчеркивает, что такой шаг будет способствовать качественному обеспечению защиты прав граждан.
Основной задачей Администрации Президента будет разрешение данного вопроса и при согласии на создание кассационных судов, бюджет судебной системы не будет увеличен. Защита и обеспечение законных интересов бизнеса являются нашим приоритетом.
Поэтому следует усилить административную юстицию и расширить ее применение, она уже показала себя востребованной и эффективной.
Сегодня более 60% решений судов принимаются в защиту граждан и бизнеса (ранее этот показатель составлял менее 15%). Это является положительной тенденцией, однако не следует допускать крайностей. Недостаточно проводится работа по исправлению системных ошибок госаппарата, которые вынуждают предпринимателей обращаться в суд.
Правительство в сотрудничестве с Верховным Судом и Национальной палатой предпринимателей должно провести детальный анализ негативных аспектов работы госорганов и принять эффективные меры для их устранения.
Еще раз подтверждаю, что главная задача государственного аппарата — это поддержка законного предпринимательства в стране. Любое препятствие бизнесу, нарушающее законодательство, является преступлением со стороны государства.
В своей роли Президента, я ставлю перед собой цель сделать Казахстан страной, максимально благоприятной для ведения бизнеса, независимо от его масштаба.
ВТОРОЕ. При возврате активов важно соблюсти баланс интересов государства и бизнеса.
Этот вопрос является одним из наиболее обсуждаемых среди предпринимателей. Давайте обсудим его отдельно. Недавно был принят закон о возврате активов, целью которого является согласование мер по возврату активов и, по своей сути, он является актом общественного согласия. В конечном итоге, это должно способствовать улучшению состояния нашей экономики и предотвращению социальной дезинтеграции.
Честные бизнесмены, как зарубежным, так и казахстанским инвесторам, бояться не стоит. В моем обращении было подчеркнуто, что нам необходимы кластеры высокой переработки. Так называемые лидеры нашей экономики могут выступить в роли катализатора индустриализации и запустить новую волну производственного предпринимательства.
Мной была поставлена цель осуществить как минимум 15 крупномасштабных проектов в областях металлургии, химии, машиностроения и других отраслях. Это миссия и государства, и бизнеса. Бюджет имеет свои пределы, и государственный управляющий не всегда справляется.
По этой причине я обращаюсь к установившимся крупным бизнесменам нашего государства. У вас в наличии соответствующие средства, опыт и установленные связи на мировых рынках. Именно вы сможете обеспечить выполнение таких проектов. Демонстрируйте свою готовность вкладываться в развитие нашей страны.
«Бизнес, который исполнен патриотизмом и честностью, всегда будет уважаем и защищен государством. Четко скажу: вложения в такие проекты будут восприниматься как серьезное намерение подтвердить легальность активов.
Если весь капитал, накопленный ранее, работает не только на благо владельца, но и на процветание национальной экономики, на благополучие Казахстана – это сильный аргумент, чтобы исключить вопросы о происхождении средств. Однако время для такого компромисса ускользает. Этот факт важно осознавать.
Власти должны использовать весь финансовый, технологический и персональный потенциал крупного бизнеса для диверсификации экономики»
В-ТРЕТЬИХ. Мы должны гарантировать справедливое налогообложение, которое стимулирует экономику.
Бизнес продолжает выражать опасения в связи со сложностью и нестабильностью налогового законодательства. Это подрывает доверие инвесторов и создает лишние проблемы для бизнеса. Недопустимо, чтобы суды несли ответственность за проверку корректности налогового учета. Меры по исправлению этой ситуации необходимы. В новом Налоговом кодексе следует предусмотреть эффективные механизмы противодействия уклонению от уплаты налогов и четкие критерии определения «бестоварности» операций.
Чем проще законодательство, тем меньше шансов его неправильно истолковать. Поэтому нам нужно радикально упростить процедуры и избавиться от двусмысленности формулировок. Все спорные случаи должны без исключения разрешаться в пользу налогоплательщика»
«80% всех налоговых платежей в стране происходит от всего около 260 компаний. Это сверхконцентрация, которую следует преодолеть за счет увеличения объемов взносов от других налогоплательщиков.
По мнению экспертов, в нашей стране около четырех миллионов работников не выплачивают налоги на свои доходы. Микро- и малый бизнес, даже при использовании упрощенного налогообложения, скрывают и занижают свои обороты. Почти 70% бизнес-субъектов в рамках упрощенной декларации декларируют доход менее пяти миллионов тенге, внося всего 6% от поступлений в соответствии с этим режимом. Поэтому одной из ключевых целей новой налоговой политики должно быть увеличение числа активных налогоплательщиков путем упрощения налоговых процедур и эффективного взаимодействия с населением и бизнесом.
«Увеличение экономического потенциала нации сдерживается недостатком инвестиционных вложений. Показатели инвестирования в основные активы можно считать ключом, указывающим на ‘веру в будущее’ страны.
Однако за последнее десятилетие коэффициент инвестирования в основные активы к чистым доходам снизился с 38 до 29%. Это означает, что бизнес с каждым годом все реже перенаправляет прибыль на развитие собственного дела. Итогом становится не только недостаток новых производственных возможностей, рабочих мест и доходов для бюджета — мы теряем позиции, поскольку основные активы устаревают физически и технологически.
На общую картину негативно влияет и нехватка прогресса в вопросе диверсификации инвестиций. Большую часть (68%) иностранных инвестиций по-прежнему занимают сырьевые отрасли. В то время как в обрабатывающей промышленности, электроэнергетике, сфере транспорта и других областях наблюдается исчезновение зарубежных инвестиций.
В последнем обращении были предложены меры по стимулированию корпоративного кредитования, включая освобождение инвесторов от обязательных платежей и налогов на три года.
Правительству и бизнес-сообществу необходимо вместе разработать несколько (3-4) эффективных мер по привлечению инвестиций в приоритетные отрасли экономики.»
ПУНКТ ЧЕТВЕРТЫЙ. Важность действительной индустриализации не может быть малоценной.
Всем известно, что мощная и стабильная экономика опирается на промышленный сектор, который активно внедряет средние и высокие технологии. Однако, частые препятствия на этом пути выявляются в низкой выживаемости бизнесов.
Только 25% наших компаний сохраняются на рынке спустя год после запуска, в отличие от 70-80% в других странах. Это во многом свидетельствует о несовершенстве бизнес-среды в Казахстане. Однако есть и другие факторы. Например, сегодня многие государства активно защищают и поддерживают внутренний рынок. У нас требуется более решительное и широкое использование передового опыта. Об этом я говорю в адрес Правительства.
С другой стороны, в Казахстане у нас есть благоприятная среда для локализации производства — предусмотрены налоговые льготы и кредиты под пониженную ставку, а также поддержка в продаже продукции. Доля местного содержания в выпускаемых товарах все еще недостаточно велика.
На самом деле, мы продолжаем субсидировать импорт. Я понимаю, это типично для начальной стадии создания производств, поэтому мы относимся к этой проблеме как к «болезни роста». Лучше иметь хоть какое-то производство, чем его совсем не иметь. Правительство должно активно заниматься вопросом повышения уровня локализации.
Пришло время, когда некоторые компании включают в долю местного содержания даже расходы на заработную плату, налоги, коммунальные услуги и рекламу. Нам точно не нужна такая показушность.
В этом случае, «Атамекен» должен взять на себя более активную и продуктивную роль.»
Ключевую роль в преобразовании нашего производственного агрегата должен играть кооперативный аспект, который мотивирует ведущие компании внедрять отечественные компоненты, узлы и детали в свои товары.
В отношении машиностроительной сферы, государственная поддержка должна постепенно переключаться с поддержки производства крупных узлов на содействие в производстве мелких узлов, способствуя, тем самым, развитию сопутствующих отраслей.
Стоит отметить, что все ведущие предприятия, которые получают государственные заказы и пользуются господдержкой, должны приобретать товары и услуги, произведенные в Казахстане.
В отношении импорта, он должен быть разрешен только в том случае, если аналогичные товары не производятся на территории страны, и при условии, что в течение двух-трех лет компании-импортеры или их иностранные партнеры создадут или помогут запустить аналогичное производство в Казахстане. Разумеется, речь идет только об экономически целесообразных проектах.
Ключевую роль в росте и диверсификации национальной экономики должна играть нефтесервисная индустрия. Сегодня по таким проектам как Тенгиз, Кашаган и Карачаганак проектирование (инжиниринг) производится за границей. Это также относится и к проекту будущего расширения месторождения Тенгиз.
Важно понимать, что импортные материалы и оборудование вкладываются в проектные решения, что закрывает доступ для отечественных производителей к реализации нефтегазовых проектов.
«Важно отметить, что в крупнейших проектах, таких как Тенгиз, Кашаган, Карачаганак, доля местного контента в используемых товарах не превышает 5%. Власти страны должны настаивать на том, чтобы проектные дизайн-студии переместились в Казахстан, при этом обеспечивая активное участие местных инженеров и компаний.
Необходимо подчеркнуть, что мы не говорим о нарушении контрактных обязательств с нашими зарубежными партнерами. Наше сотрудничество с крупными международными компаниями продолжается и будет продолжаться.
Эти меры являются частью нашей долгосрочной стратегии. Однако мы также обоснованно ожидаем, что наши партнеры учтут наши требования. Предстоит обсудить вопрос о финансовой поддержке отечественных нефтесервисных компаний.
Необходимо принять конкретные меры по предоставлению банковского финансирования казахстанским компаниям на основании подписанных контрактов с нефтегазовыми корпорациями. Финансовым регуляторам следует принять решение по этому вопросу. В связи с окончанием проекта будущего расширения на Тенгизе, десятки тысяч работников нефтесервисного сектора останутся без работы.
Катар и Саудовская Аравия могут стать потенциально перспективными странами для трудоустройства казахстанских специалистов.
В дополнение к решению социальных проблем, поддержка и продвижение наших компаний в рамках международных нефтегазовых проектов может привести к значительным валютным поступлениям. Эта практика широко распространена в мире.
Я поручаю Правительству предпринять комплексные меры для продвижения отечественных нефтесервисных компаний за рубеж. Необходимо максимально использовать потенциал отраслевого бизнеса и ассоциаций, которые уже работают над решением этой задачи.
Сегодня мы видим, как зарубежные компании вытесняют отечественных экспортеров с их традиционных рынков сбыта.
Это влияет, например, на поставки казахстанского зерна в Иран. Аналогичные риски существуют и в отношении Афганистана и стран Центральной Азии».
Учитывая ситуацию с национальными валютами государств, с которыми Казахстан имеет общую границу, увеличивается риск колебания цен на товары, важные для нашей страны. Необходима четкая и открытая стратегия со стороны правительства для стабилизации внутренних рынков зерновых и других товаров, критических для национальной экономики.
Бизнес должен иметь представление о том, при каких обстоятельствах государство будет использовать определенный инструмент стабилизации цен, будь то покупка сельскохозяйственного сырья по фиксированным ценам, запрет на импорт ГСМ, товарные интервенции, введение запрета на экспорт или квотирование.
В более долгосрочной перспективе мы должны постепенно избавляться от нерыночных механизмов поддержки компаний, в основном за счет всеобщего субсидирования без учета приоритетности отрасли, значимости проекта и его влияния на экономику.
Нам следует перейти к механизмам гарантирования и немонетарной поддержке. «Мягкое регулирование» спроса и предложения должно заменить государственное регулирование цен и ограничения.
Кроме того, надо на полную мощность задействовать возможности Продовольственной корпорации, как я уже указывал в Послании.
В-ПЯТЫХ. Необходимо ускорить развитие среднего бизнеса.
Средний бизнес — это фундамент устойчивой, диверсифицированной и динамично развивающейся экономики. У нас есть ряд системных проблем, которые требуют непосредственного решения.
В Казахстане созданы оптимальные условия для развития малого и крупного бизнеса. Крупный бизнес эффективно развивается, принося большую прибыль. Для него важно сохранение стабильности государственной политики, исключение фаворитизма и антиконкурентных практик. Мы продолжим активную работу в этом направлении.
Малый бизнес играет критическую роль в обеспечении занятости и увеличении доходов населения. У него минимальные налоги, проверок почти нет, есть инструменты поддержки, создана продвинутая комфортная цифровая среда, административные барьеры снижаются.
Нам необходимо стимулировать его переход в средний сегмент бизнеса, который важен для развития внешних рынков, создания новых конкурентных продуктов и их продвижения, включая экспорт.
«Несмотря на непостоянство рынка, средний бизнес умело маневрирует, быстро перестраивая свою стратегию. В ВВП страны за последние 7 лет увеличилась доля малого и среднего предпринимательства, главным образом благодаря малым компаниям, число которых выросло на 46%.
Вместе с тем, средний бизнес расширился всего на 0,5% и его участие в экономике увеличилось от 5% до 6,2%. В странах ОЭСР этот показатель приближается к 18%, а в некоторых странах достигает 26%. По-прежнему не созданы специальные условия для поддержки среднего бизнеса, особенно в производственной сфере.
Существующая регулятивная среда, весьма странно, скорее стимулирует предприятия оставаться малыми. Правительство и «Атамекен» должны предложить решения этой проблемы и приступить к практическим действиям».
«В своем обращении я указал на необходимость в изменении законодательства, чтобы стимулировать укрупнение малого предпринимательства. Это подразумевает налоговые льготы, защиту от проверок и доступ к специализированным инструментам поддержки и государственным заказам.
Мы должны рассмотреть возможность предоставления специальных форм государственной финансовой поддержки, а также льготного доступа к государственным тендерам для компаний, работающих в стандартном налоговом режиме».
«В нашей стране действует всего несколько сотен средних предприятий, которые, несмотря на отсутствие государственной поддержки, успешно развиваются и входят на экспортные рынки. По моим данным, многие из них до сих пор отказывались от государственной помощи из-за опасений нежелательного внимания от проверяющих органов.
Здесь требуется специфический подход: если компания исполняет свои обязательства и достигает поставленных целей, контролирующие органы не должны беспокоить её во время реализации проекта и после его завершения».
Ключевым моментом, который стоит отметить, является следующий.
Бизнес, порой, создается с целью привлечения государственной помощи, а не ведения предпринимательской деятельности. В результате, бюджетные средства, выделенные на поддержку предпринимателей, не оправдывают себя с экономической точки зрения.
Соотношение объема государственной поддержки и налоговых отчислений от поддерживаемых компаний за 2015-2021 годы (7 триллионов тенге против 4,5 триллионов тенге) говорит само за себя. Такая тенденция наблюдается из года в год, и предыдущие попытки изменить эту динамику не принесли желаемых результатов.
В связи с этим, Правительству поручено улучшить и перестроить систему господдержки предпринимателей.
Особое внимание стоит уделить разработке и созданию универсального открытого реестра, где будут собраны данные о получателях государственной поддержки. Это позволит предотвратить неравномерное распределение ресурсов и даст возможность быстро и объективно оценивать эффективность предоставленной государственной помощи.
Эффективность мер поддержки предпринимателей следует анализировать на основе увеличения налоговых отчислений, создания новых качественных рабочих мест, повышения ценности продукции на внутреннем рынке, а также развития экспортных возможностей. Для автоматизации процесса предоставления государственной поддержки и гарантирования достоверности оценки ее эффективности, Правительству предлагается активно использовать цифровые технологии и автоматизировать процессы принятия решений.
В заключение хотел бы коснуться вопроса работы Национальной палаты предпринимателей. Ее главная миссия – быть основным каналом эффективного взаимодействия между бизнесом и государством.
Необходимо продолжить трансформацию Палаты, улучшить качество ее корпоративного управления. Палата должна объединять мнения предпринимателей и стать одной из ведущих сил в процессе социально-экономических реформ.