При приобретении товаров часто возникают ситуации, когда продавцы или кассиры заявляют, что у них нет сдачи и предлагают либо купить дополнительный товар на сумму, либо отправиться разменять деньги. Но насколько это законно, и как следует поступить в таком случае? Об этом корреспонденту Bizmedia.kz рассказали в Комитете по защите прав потребителей.
Согласно статье 12 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», потребитель имеет полное право на свободный выбор товара (работы, услуги), который не был изъят из гражданского оборота или ограничен в обороте, а также на выбор удобного для него времени с учетом режима работы продавца (изготовителя, исполнителя).
Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан предоставить потребителю возможность свободного выбора товара (работы, услуги) надлежащего качества в удобное для потребителя время, учитывая режим своей работы. Противозаконно принуждать потребителя приобретать товар (работу, услугу) в ненужном ему объеме или ассортименте, в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей».
Если ваши права на свободный выбор товара были нарушены продавцом, то согласно пункту 1 статьи 42-4 этого же закона, потребитель, чьи права и законные интересы были нарушены, имеет право обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю) с претензией на устранение нарушений и возмещение убытков (вреда), возникших из-за недостатков товара (работы, услуги), в добровольном порядке.
Если продавец (изготовитель, исполнитель) в течение десяти календарных дней не предоставит письменный ответ на вашу претензию или откажется добровольно устранить нарушения и компенсировать убытки (вред), вызванные недостатками товара (работы, услуги), а также не согласится участвовать в разрешении потребительского спора в досудебном порядке согласно пункту 3 статьи 42-4 этого же закона, то потребитель имеет право обратиться в территориальные департаменты торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.