В Казахстане недавно принятый закон о деятельности на онлайн-платформах и онлайн-рекламе впервые ввел понятие инфлюенсера (блогера) и установил правила для их активности в социальных сетях. Детали узнал корреспондент Bizmedia.kz.
Закон
Инфлюенсер (блогер) — это пользователь онлайн-платформы, который размещает информацию с целью предпринимательской деятельности и адресует ее неопределенной аудитории.
Согласно новому закону, блогеры, чей годовой доход от предпринимательской деятельности превышает 12-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный законом о республиканском бюджете на 1 января соответствующего финансового года (в 2023 году это 70 тысяч тенге), должны зарегистрироваться как индивидуальные предприниматели (ИП). Также это правило распространяется на тех, кто имеет постоянных наемных работников.
Невыполнение регистрации блогерами как ИП влечет за собой административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей регистрации, разрешения или уведомления (статья 463 Кодекса об административных правонарушениях).
Детали
Министерство финансов напомнило, что с начала 2017 года регистрация как ИП осуществляется на уведомительной основе. Для этого блогерам нужно предоставить уведомление о начале деятельности в орган государственных доходов. Процедура отправляется через электронный портал Электронного лицензирования (e-license) и мобильные приложения банков второго уровня. Регистрация ИП осуществляется через государственную информационную систему e-license (ГБД ЕЛ). Также важно выбрать порядок налогообложения на добровольной основе.
«Следует отметить, что существующее налоговое законодательство предоставляет не только общий порядок налогообложения (где доход, подлежащий налогообложению 10%, рассчитывается путем вычета расходов), но также специальные налоговые режимы (СНР) для малого бизнеса, предусматривающие упрощенный порядок расчета и уплаты налогов», — отметили в Минфине. Эти режимы зависят от числа сотрудников и дохода, а также от сферы деятельности.
С начала 2023 года малые бизнесы, оказывающие консультационные или маркетинговые услуги, не могут применять специальные налоговые режимы. Под маркетинговыми услугами понимаются действия, связанные с анализом, исследованием, планированием и прогнозированием в области производства и продажи товаров, работ и услуг для создания лучших экономических условий, включая стратегии ценообразования и рекламы.
Министерство также подчеркнуло, что органы государственных доходов обеспечивают соблюдение налогового законодательства и контроль за уплатой налогов. Работа по улучшению механизмов выявления предпринимателей продолжается. Уполномоченные органы обязаны предоставлять необходимую информацию для налогового администрирования.
Этот закон, принятый в Казахстане в июле 2023 года, нацелен на определение правовых основ функционирования онлайн-платформ и регулирование онлайн-рекламы, включая производство, размещение, распространение и хранение, а также борьбу с незаконным контентом.