Как купить новый автомобиль в Казахстане: дикие «оброки», низкие доходы, и высокие цены

Новые автомобили большинству казахстанцев недоступны из-за низких доходов, высоких цен на автомобили и государственного «оброка» в виде стоимости первичной регистрации, НДС, «растаможки» и утиль сбора, анализирует Bizmedia.kz.

Спрос на новые автомобили – бешеный

Около 3,91 млн автомобилей казахстанцев, из которых 2,76 млн старше 10 лет, гоняло, по данным аналитиков, на начало 2023 года по нашим дорогам. Доля «старых» легковушек за прошлый год выросла с 63% до более 70%, причем, по данным официальной статистики, половина автомобилей, почти 2 млн машин, старше 20 лет.

Спрос на новые автомобили – огромный. Число заявок казахстанцев на автокредиты выросло до 671 тыс. во II кв., по сравнению с I кв. 2023 года, комментировал Национальный банк Казахстана результаты опроса банков.

Предложение на рынке автомобилей тоже выросло: восстановилась логистика поставок и на внутренний рынок активно входят китайские производители. Предложение банками партнерских продуктов также, по мнению Нацбанка, увеличило спрос. Число поступивших заявок на автокредиты выросло на 26%. При этом, в условиях автокредитования в отдельных банках были повышены требования к обеспеченности займов залогом.

То есть, спрос на автомобили, в большой мере, – неплатежеспособный. Ведь, имея деньги, люди не подписываются на кредиты под 20% годовых и больше. Госпрограмма автокредитования, по мнению наших экспертов – «успешно провалилась».

Однозначно, что за последние два года цены на новые и подержанные автомобили в Казахстане сильно выросли, считает главный редактор журнала «За рулём» в Казахстане Алексей Алексеев.

Подорожание, по его оценке, изначально было связано с дефицитом автомобилей на мировом рынке, возникшем на фоне пандемии, а затем сократился выпуск полупроводников для автомобильной промышленности. Затем началась война в Украине, из России ушли все мировые автобренды, кроме китайских, покупатели из РФ массово скупали машины в Казахстане. Рос дефицит, диктуя новые цены.

«Сильно повлиял тот факт, что с нашего рынка ушла самая продаваемая на протяжении десятилетий, вследствие доступности, Лада. С уходом Лады ушли и низкие цены. Сегодня эту нишу занял бренд Шевроле, цена которого примерно в два раза выше Лады», — говорит Алексеев.

Но в Казахстан зашли новые игроки — автобренды из Китая, с новыми марками и перерожденным автопромом. Можно сказать, они сделали автомобиль доступнее, заставляя, в частности, остальных производителей конкурировать с ними, в том числе, и ценой, отмечает он.

В принципе, машины для Казахстанцев доступны. Они есть в наличии. Само население Казахстана не платёжеспособно. Многие казахстанцы бедны из-за низких зарплат, доходов. Средний класс занимает невысокую долю. В Казахстане, в основном, живут богатые и бедные, считает глава общественного объединения «Ассоциация безопасности дорожного движения «Общая дорога» Арсен Шакуов.

«Сейчас цены на машины снижаются, я заметил. Если стоило 12 млн тенге, то сейчас 8 млн тенге. То есть, порядком снижаются цены», — возражает Алексееву Шакуов.

От 7 млн на морально устаревшие еще «в масле» автомобили

Казахстанцы переплачивают за новые автомобили по ряду причин. Причем, переплачивают и те, кто покупает самые дешевые машины.

«При общем количестве порядка 4,5 млн автомобилей в Казахстане, в среднем продаётся около 150 тыс. новых легковых автомобилей, ежегодно. При том, что на рынке подержанных автомобилей по утверждениям некоторых источников, точных данных я не встречал, 500 -700 тыс., ежегодно, проходит сделок с подержанными машинами. Понятно, что одна и та же машина может продаваться несколько раз, но это даёт примерное понимание о реальном обороте покупок-продаж автомобилей», — приводит свою статистику председатель Независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард Эдоков.

Как минимум, 500 тыс. подержанных, и 150 тыс. новых машин: 500 тыс., это — спрос, который есть, а 150 тыс. – это, что могут себе позволить из нового, оценивает он.

«Я бы не сказал, что новые автомобили доступны. Цена нового автомобиля начинается сейчас от 8-10 млн тенге. Может быть, от 7 млн — самые простейшие и дешёвые автомобили, которые, находясь на конвейере и «в целлофане», являются уже морально устаревшими», — говорит эксперт.

Лады он характеризует, как «что-то морально древнее». «Также Chevrolet узбекского производства назвать современным автомобилем сложно. Да, они лучше (старых — bizmedia.kz), но, сравнивать их с автомобилями японского, американского, европейского производства, по безопасности, экономичности, качеству, сложно», — добавляет Эдоков. Поэтому, для казахстанцев новые автомобили, по его оценке, «слабо доступны».

Одной из причин высокой цены эксперт считает огромные налоги и сборы, которыми обложены новые автомобили в Казахстане. То есть, если вы хотите купить новый автомобиль, то там будет таможенный сбор, НДС, первичная регистрация, утилизационный сбор — огромные деньги, уходящие в никуда. Всё это, по оценке Эдокова, увеличивает цену автомобиля в два раза.

Отмечу, что пошлина на ввозимые автомобили установлена Казахстаном, в основном, 15%, НДС – 12%, цена первичной регистрации за авто возрастом до 2 лет составляет 0,25 МРП, от 2 до 3 лет – 50 МРП, а для авто старше 3 лет – 500 МРП или 1,725 млн тенге. Базовая ставка утилизационного сбора на все автомобили — 50 МРП или 172 500 тенге. В целом, сумма налога будет зависеть от категории транспортного средства.

Граждане считают, что это – очень дорого и неделю назад в Казахстане запустили петицию на имя президента Касым-Жомарта Токаева за снижение налога на автомобили.

Подписавшиеся не согласны с транспортным налогообложением, считают, что оно устарело: рядовые марки, «старые и ржавые» автомобили, опираясь только на объем двигателя, по налогу прировняли к роскошным автомобилям, таким, как Bentley. Использование казахстанцами внедорожников с двигателем большого объема связано с горной местностью, рельефом, неразвитой инфраструктурой в регионах, поясняется в петиции. В прошлый понедельник за петицию было отдано 7,5 тыс. голосов, против – 100.

Купить Toyota Camry в Казахстане — дороже, чем пригнать

Во ответах на вопрос, дешевле купить автомобиль казахстанцу на месте или пригнать из-за границы, эксперты, в общем, сошлись, но тоже есть нюансы.

Из-за границы в Казахстан сейчас везут более дешевые праворульные машины из Армении, Грузии, Кыргызстана, или дорогие машины из США, ОАЭ, или электромобили из Китая, говорит, отвечая на вопрос о том, что дешевле: купить авто в Казахстане или пригнать, Алексеев.

Но «это — не такой массовый ввоз, как было лет 15 назад. Отпугивает 30% НДС, утильсбор и первичная постановка на учет. На внутреннем рынке сейчас выпускается довольно много марок и моделей. С запуском в 2025 году двух заводов по выпуску китайских автомобилей мы ждем бОльшей доступности автомобилей отечественной сборки», — добавляет эксперт.

«Новый автомобиль дешевле купить здесь. Те марки, которые представлены официальными дилерами, некоторых марок у нас официально нет, их, естественно, просто пригнать», — уверен Шакуов.

Что касается подержанных автомобилей, тут надо понимать, что всё зависит от самого автомобиля. Все видео, которые крутятся в сетях, а их снимают продавцы, естественно, они будут пропагандировать, что это — дешевле. Надо анализировать рынок, но, вроде, как купить в Казахстане всё равно дешевле, потому что все, кто пригоняет машины, это — спекулянты. Те, кто для себя пригоняют, говорят, что дешевле, радуются, ездят, вроде как дешевле пригнать из-за границы машину, но подержанную, не новую, полагает Шакуов.

Какие-то модели, бренды, в каком-то состоянии дешевле купить в Казахстане, какие-то — ввезти из-за границы. Надо, по мнению Эдокова, по каждой конкретной модели, машине, считать.

Из «серых», то есть, завозимых неофициальными дилерами автомобилей, автомобиль Toyota Camry — популярный во все времена в Казахстане, купить в салоне дороже, чем привезти самому. В зависимости страны, в которой вы её покупаете, могут разниться комплектация, цена, стоимость доставки. Нужно найти компанию, которая купит, оформит документы. Здесь вы машину растаможите. Если всё это вы будете делать сами, то это вам обойдётся, там, на 30% дешевле, но дольше, чем покупка в салоне. У официальных продавцов в стоимость ещё закладывается содержание салона, сервисное и пост сервисное обслуживание. Поэтому, любой официал обойдётся дороже, чем заказ, допустим, в США, где продажа автомобилей исчисляются миллионами и ценник за единицу ниже. Даже, при условии доставки, растаможки, «всех этих диких оброков», получается дешевле. В салонах, в основном, автомобиль будет дороже. Подержанный автомобиль, пятилетний можно, найти за $5 тыс., отмечает Эдоков.

Отмечу, что средняя цена нового автомобиля в США выросла, по данным разных источников, на 25% с допандемических времен, до $48 тысяч. Это объясняется не только пандемическим скачком цен, но и сместившимся предложением — компании продают, а американцы покупают большие пикапы и минивэны. Единственным на рынке новым авто с реальной продажной ценой ниже $20 тыс. остался устаревающий субкомпакт Mitsubishi Mirage. Заметно выше уже даже средняя цена подержанного авто в США — $27 тысяч. Ставка автокредита на среднюю новую машину в США, выросла до 9,5%, просрочка по ним на максимуме почти за 20 лет.

Продолжение следует. В следующей статье эксперты и банки выскажутся по вопросу государственного и коммерческого автокредитования.

Людмила Валентинова

Топ банков по доверию клиентов: лидеры и аутсайдеры в Казахстане
13 августа 2025 в 11:39
Сколько денег можно получить от государства, если переехать на север Казахстана
11 августа 2025 в 15:07
Kaspi.kz упростил проверку IMEI-код новых смартфонов
13 августа 2025 в 11:13
В Казахстане могут ввести новый порог для взыскания долгов по соцплатежам
11 августа 2025 в 16:48
Братство стало боевым — акробаты пополнили ряды Национальной гвардии МВД РК
13 августа 2025 в 10:58
VIP-номера в Казахстане: сколько стоит «красивый» госномер в 2025 году
11 августа 2025 в 16:02
Меры по снижению безработицы в Астане: переобучение за счёт государства востребованным профессиям
13 августа 2025 в 10:55
Спасатели МЧС Казахстана обнаружили фрагменты пропавшего вертолета
26 июля 2025 в 11:53
Более 870 гидросооружений в Казахстане переданы государству
13 августа 2025 в 10:21
Кого освободили от транспортного налога в Казахстане
11 августа 2025 в 14:42
В месяц 23 тысячи тенге. Интернет от Starlink официально заработал в Казахстане
13 августа 2025 в 10:00
В Казахстане впервые за долгое время снизилась стоимость новых автомобилей
9 августа 2025 в 10:36
Сколько стоят доллар, евро и рубль в обменниках 13 августа 2025 года
13 августа 2025 в 08:29
В Казахстане официально появился 23-й банк — KMF Банк
12 августа 2025 в 13:33
ТОО «Кредитное товарищество «Арыс» лишено лицензии
12 августа 2025 в 21:36
В Алматинской области началось строительство первой атомной электростанции
9 августа 2025 в 13:53
Совместное предприятие с Sinotruk создано в Казахстане
12 августа 2025 в 21:12
Миллиард тенге мог исчезнуть из-за чиновников: прокурорам удалось вовремя вмешаться
8 августа 2025 в 17:38
Заключённого в Атырау чуть не освободили по ошибке
12 августа 2025 в 20:55
В Павлодаре с августа подорожало электричество
8 августа 2025 в 14:25
В Кызылорде один из близнецов пожертвовал почкой ради своего брата
12 августа 2025 в 20:36
В Казахстане почти 35 тысяч семей получили по 235 тысяч тенге
12 августа 2025 в 15:55
В июле 2025 года число авиапассажиров побило рекорд
12 августа 2025 в 20:20
Как медь помогает мозгу в старости? Исследователи сделали заявление
9 августа 2025 в 13:49