Эхо недели с Жетыкуном Сойлеевым
«Это абсолютная ложь! Никто никаких переговоров не ведет», — сказал, как отрезал, первый вице-премьер правительства Роман Скляр в ответ журналисту, полюбопытствовавшему по поводу слухов о продаже горно-металлургического актива Лакшми Миттала в Карагандинской области российскому концерну «Северсталь».
Причем, Роман Васильевич не стал конкретизировать: то ли переговоров не ведут вообще, то ли не собираются разговаривать именно с российским стальным магнатом Алексеем Мордашовым.
Тут уж не придерешься: если завтра выяснится, что предпродажная подготовка «Арселор Миттал Темиртау» все-таки велась, то г-н Скляр скажет: он, мол, имел в виду только отсутствие контактов с г-ном Мордашевым, а если вообще никто ни с кем ни о чем не договаривался — так ведь сказано официальным русским языком, конституционно приравненным к государственному казахскому: никто НИКАКИХ переговоров не ведет!
Между тем, другой вицик — простой, не первый — родного кабмина и по совместительству министр финансов Ерулан Жамаубаев днем раньше навел шороху, заявив: сейчас, мол, идут сложные и конфиденциальные переговоры, за которые отвечает именно Роман Скляр — то ли с пока еще старым собственником, то ли с потенциально новым.
Это заявление нашего Лорда-Хранителя Казны заставило активно чесать репы наших доморощенных аналитиков. И правда, актив-то серьезный — все-таки шахты и меткомбинат (некогда 4-й в огромном СССР, на минуточку!) дают четверть годового объема всей производимой в стране промышленной продукции. Да и в стальной империи самого г-на Миттала АМТ на видном месте: не случайно после заявления главы отечественного Минфина акции международного металлургического холдинга ArcelorMittal подорожалли 22 августа на !,3 процента — да не абы где, а на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE)!
Это при том, что в прошлую пятницу в ходе траурной церемонии по погибшим пятерым горнякам шахты «Казахстанская» непосредственный начальник г-д Скляра и Жамаубаева премьер Алихан Смаилов обронил:
«Мы сейчас видим, что в производство нужно вложить минимум 4,5 миллиарда долларов, чтобы обеспечить стабильность работы предприятия и, в первую очередь, безопасность труда, промышленную, экологическую безопасность. У нас есть понимание, какие инвесторы это могут сделать. Они в других регионах работают, и таких трагических случаев на их производствах не наблюдается».
Можно только догадываться, на кого намекал Алихан Асханович, но одно очевидно без всяких гаданий: вопрос о новом собственнике крупнейшего горно-металлургического кластера вполне может быть решен — ко всеобщему (включая Лакшми и Ко) удовольствию.
И трудно не согласиться с теми комментаторами, которые вангуют: новый хозяин будет иметь российскую прописку. Если это так, то он вполне может носить упомянутую выше фамилию Мордашов. Тем более, что прецедент (правда, неудачный) имел место быть в далеком уже 2006 году. Тогда , как пишет деловое издание «Курсив», «международная компания Arcelor S.A., которая на тот момент была одной из крупнейших сталелитейных компаний в мире, заявила о слиянии с российской металлургической компанией «Северсталь», принадлежащей Алексею Мордашову.
Он должен был получить 295 млн выпущенных акций Arcelor, что эквивалентно 32% уставного капитала. Взамен Arcelor получил бы от Мордашова все принадлежащие ему акции «Северстали» (82%), включая Severstal North America, горнодобывающие активы и долю в итальянской компании Lucchini.
Помимо этого, Мордашов должен был доплатить 1,25 млрд евро. Данная сделка должна была помешать планам поглощения Arcelor со стороны компании Лакшми Миттала — Mittal Steel. Сейчас его состояние оценивается в $16,1 млрд.
Тем не менее, спустя месяц после договоренностей с Мордашовым, Arcelor и Mittal Steel договорились об объединении и высказались против покупки доли «Северсталью», хотя до этого предложение Mittal в Arcelor считали враждебным. Таким образом Arcelor и Mittal Steel образовали компанию ArcelorMittal — крупнейшую металлургическую компанию мира».
Где гарантия, что Высокие договаривающиеся стороны не включили заднюю? Тут и Москве с ее курсом на экономическую самостийность прямая выгода: пусть весь «недружественный» свет утрется, глядя, как процветает и прирастает мордашовская «Северсталь», презрев пресловутые санкции — как корпоративно-отраслевые, так и персонально направленные против близкого к Кремлю олигарха!
И индобританскому Стальному королю светит не просто сохранить лицо, но и выручить архисерьезные деньги, и нашим правительственным мужам одним крупным головняком меньше: поди-ка найди нынче дурачка, готового вложить в морально и физически потрепанного гиганта минимум 5 ярдов «зелени»! Можно, конечно, отдать его во временное управление «Самрук-Казыне» — пока на этот заманчивый с виду товар не отыщется купец. Но хватит ли у СамКи мощей переплыть море и не утонуть в порту с таким грузом на борту?
В общем, запасаемся попкорном, ждать развязки осталось максимум пару месяцев. Что тогда скажет г-н первый вице? Впрочем, Роману Васильевичу не впервой менять показания.