Обещанный Китаем «корзиной мер» по снижению долговых рисков местных органов власти, скорее всего, будет включать в себя выпуск специальных облигаций, обмен долговых обязательств, пролонгацию кредитов и возможность получения средств из центрального бюджета, что не нравится Пекину, передает Bizmedia.kz.
Местные органы власти играют важную роль в экономике Китая, так как Пекин ставит перед ними задачу достижения амбициозных целей роста. Однако после нескольких лет чрезмерных инвестиций в инфраструктуру, резкого снижения доходов от продажи земли и роста расходов на борьбу с COVID-19, экономисты считают, что обремененные долгами муниципалитеты представляют серьезный риск для китайской экономики.
В прошлом месяце китайские лидеры без подробностей пообещали оказать помощь в облегчении долгового бремени муниципалитетов, что свидетельствует о беспокойстве по поводу возможной цепочки дефолтов по муниципальным долгам, способных дестабилизировать финансовый сектор.
Экономисты рассматривают это заявление как более конструктивное, чем в апреле, когда лидеры Коммунистической партии потребовали «строгого контроля» над местными долгами. Это, возможно, означает, что Пекин осознал необходимость срочного выделения денежных средств для решения проблемы.
Это может стать серьезным прорывом в поиске путей выхода из кризиса муниципальных долгов в Китае, где Пекин на протяжении многих лет требовал, чтобы местные администрации сами разбирались со своими проблемами.
Степень участия центрального правительства и любые условия, на которых оно будет работать, пока остаются неясными. Эти детали будут иметь ключевое значение для инвесторов, чтобы оценить, насколько решительным и долгосрочным будет решение Пекина.
«Размер реструктуризации и масштаб проблемы, которую признает Пекин, очень важны для успеха этих усилий», — говорит Логан Райт, партнер Rhodium Group.
В 2022 году долг местных органов власти достиг 92 трлн. юаней (12,8 трлн. долл. США), или 76% от объема экономического производства, по сравнению с 62,2% в 2019 году. Часть этого долга приходится на финансовые компании местных органов власти (LGFV), которые используются городами для привлечения средств на инфраструктурные проекты. По прогнозам Международного валютного фонда, в текущем году объем долга МГФВ достигнет 9 трлн. долл.
Центральное правительство, неоднократно предупреждавшее о «скрытых долговых рисках», опасается, что при учете всех долговых обязательств, выпущенных за пределами муниципальных балансов, цифры окажутся еще выше.
Такая неустойчивая ситуация ставит Пекин перед выбором: не оказывать помощи, и экономическая модель распадется с тяжелыми последствиями для роста и социальной стабильности, или вмешаться, рискуя поощрить еще более безрассудные траты.
«Необходимо установить принцип: не все долги будет брать на себя центральное правительство», — сказал один из политических консультантов, пожелавший остаться неизвестным. «Это может привести к моральному риску».
Предложено, чтобы все заинтересованные стороны взяли на себя часть бремени: финансовые институты, местные органы власти, Пекин и общество в целом.
ВАРИАНТЫ
Большинство экономистов ожидают, что Пекин даст указание государственным банкам продолжать погашать задолженность с наступлением срока погашения, используя более долгосрочные кредиты с более низкими процентными ставками, что часто называют стратегией «продлевай и притворяйся».
Однако банки должны быть избирательны в зависимости от масштаба и срочности задачи рефинансирования. Реструктуризация долга наносит ущерб их собственному балансу и ограничивает их возможности по финансированию других отраслей экономики.
Для многих местных органов власти «для поддержания жизнедеятельности необходимы трансферты из Пекина, а для развития — выпуск облигаций, и центральное руководство это осознает», — сообщил агентству Reuters источник в одном из государственных банков после недавней рабочей поездки в две провинции с долгами.
Местные органы власти сами будут нести ответственность, прежде всего, за чистоту.
По мнению аналитиков, местные органы власти, скорее всего, воспользуются оставшимися с прошлого года квотами на выпуск облигаций, чтобы обменять «скрытый долг» на официальные облигации, находящиеся на их балансе, причем объем выпуска может составить до 2,6 трлн. юаней.
Подобный шаг имеет прецедент. С 2015 по 2018 год местные органы власти выпустили около 12 трлн. юаней облигаций для обмена на забалансовую задолженность.
Пекин также может попросить некоторые местные органы власти продать или задействовать активы для привлечения средств.
«Пролонгация долга местных органов власти и LGFV и фактическая реструктуризация, особенно с банками, вероятно, будут поощряться, а местные органы власти могут быть вынуждены продать или заложить некоторые активы», — говорит Тао Ванг, главный экономист по Китаю в UBS.
Далее следует экономный Пекин, у которого больше всего возможностей для маневра: долг центрального правительства составляет всего 21% ВВП.
Пекин выпустил специальные облигации на сумму 1 трлн. юаней в 2020 году для борьбы с пандемией, 1,55 трлн. юаней в 2007 году для рекапитализации своего фонда национального благосостояния и 270 млрд. юаней в 1998 году для рекапитализации «большой четверки» государственных банков.
«Центральное правительство может выпустить недорогие облигации для замещения местных долговых обязательств», — сказал второй советник по вопросам политики.
Доходность 10-30-летних государственных облигаций Китая составляет 2,7-3,0%. В некоторых городах и МСУ процентная ставка составляет 7-10%.
Профессор Го считает, что в этом году объем таких свопов должен превысить 1 трлн. юаней, чтобы изменить ситуацию.
По мнению аналитиков, в корзину могут быть брошены и более щедрые прямые фискальные трансферты для финансирования жизненно важных государственных услуг. Этот путь уже проторен: министерство финансов ожидает, что в этом году объем таких трансфертов составит рекордные 10 трлн. юаней, что на 3,6% больше, чем в 2022 году.
Для того чтобы проблема локального долга перестала повторяться, политикам необходимо внести глубокие изменения в принципы работы экономики.
Аналитики BBVA предлагают разбавить критерии роста при оценке чиновников местных органов власти.
Но в конечном итоге Пекину и китайскому обществу, возможно, придется смириться со снижением темпов роста после четырех десятилетий ошеломляющих темпов развития.
«Сможет ли Пекин смириться со значительным замедлением инвестиций в местные органы власти, а значит, и экономического роста, будет одним из самых важных вопросов при любой реструктуризации», — считает Райт из Rhodium.
(1 долл. = 7,1780 китайских юаней)
Читайте также:
- Министр анонсировал увеличение стипендий для магистрантов и докторантов в Казахстане
- Апелляция приняла решение по взысканию морального вреда с Бишимбаева
- Министр финансов разъяснил массовые блокировки банковских счетов казахстанцев
- Почему казахстанцев заранее не предупредили об опросе о смене часового пояса?
- Доходная часть бюджета Казахстана не достигла запланированных показателей: причины озвучил министр финансов