Выходить со своими товарами в интернет еще не поздно, хотя ниша заполняется со скоростью звука. В 2023 году рынок e-commerce в Казахстане вырастет по прогнозам до $3,3 млрд. Надо бы отведать этого пирожка…
Перед предпринимателями, которые еще нагуливают аппетит, встает вопрос: зарегистрироваться на маркетплейсе или создать свой интернет-магазин, имеет ли смысл развивать собственные интернет-магазины сегодня, когда доминируют на рынке маркетплейсы? Выгодно ли, а главное – надежно ли, сотрудничать с маркетплейсами? Разбирается Bizmedia.kz.
Маркетплейсы — это отлично знакомый нам базар, только в интернете: со множеством торговцев и высокой проходимостью. Его и «перепродают» предпринимателям. Низкий порог входа позволяет начать продавать практически кому угодно – человеку без опыта в продажах, студенту, мамочке в декрете.
В 2023 году рынок e-commerce в Казахстане вырастет до $3,3 млрд
В 2022 году рынок электронной коммерции в Казахстане вырос, как минимум, на 40%. Причем, на долю маркетплейсов приходилось 83% продаж от всей электронной коммерции. Однако, потенциал у них огромный.
По данным гендиректора Ozon в Казахстане Мольдер Рысалиевой, доля e-commerce в структуре ритейла Казахстана составляет около 10%, тогда как в Китае – около 27%. В 2023 году рынок электронной торговли в Казахстане вырастет по прогнозам до $3,3 млрд. В мире доля e-commerce в мировых розничных продажах быстро растет и по прогнозам составит около 22% в 2023 году.
В Казахстане работают порядка 5 крупных маркетплейсов, в ассортименте которых около 2-2,5 млн товаров, представленных в более чем 1000 различных категориях. Есть несколько онлайн-площадок поменьше. Продавцы из Казахстана могут использовать и международные платформы, там развитый фулфилмент- комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки, с сетями пунктов выдачи, с мобильностью поставщиков.
Главным трендом в e-commerce в 2022 году стало перераспределение каналов продаж из розницы в пользу маркетплейсов и онлайн-площадок. В 2023 году продажи маркетплейсов будут расти за счет расширения текущего ассортимента, улучшения сервиса доставки, запуска новых направлений и более заметного движения из крупных городов в регионы, где пока онлайн-ритейлеры и маркетплейсы представлены слабо. Наиболее перспективные сегменты — интернет-аптеки, доставка продуктов и автомобильные маркетплейсы.
На Алматы приходится около 57% всех онлайн-продаж в Казахстане, еще более 10% — на Астану, 6% — на Шымкент.
Сегодня в Казахстане нет монополиста (для сравнения, Amazon контролирует около 40% цифрового рынка в США), только лидеры.
«Kaspi, Ozon, Wildberries — три явных лидера, Причём у каждого — своя модель развития и свои преимущества перед конкурентами», — дает оценку президент Ассоциации Казахстанского Интернет Бизнеса и Мобильной Коммерции (АКИБ) Константин Горожанкин.
Оборот трех лидеров маркетплейсов АКИБ оценивает в 1,2 трлн тенге в год, добавляет он.
Казахстанский рынок скорее похож на европейский, где присутствуют разнообразные площадки. Каждый маркетплейс имеет свои особенности работы: одни создают собственные скидочные программы, привязанные к баллам от прошлых покупок или подписке, другие делают ставку на повышенный кешбэк, у некоторых есть определённые категории-лидеры.
Стартовать на маркетплейсе можно без опыта работы в онлайне
Начинающий продавец может стартовать без собственного интернет-магазина и без опыта работы в онлайне и сэкономить на самом создании этого интернет-магазина и его раскрутке: зарегистрироваться на маркетплейсе и оформить карточки товаров, и они сразу попадут в выдачу и их увидят клиенты.
«Выгоды работы на маркетплейсе очевидны, — отвечает на вопрос bizmedia.kz директор Halyk Market Илья Карюкин. — Например, Halyk Market, помимо полностью бесплатного продвижения и рекламы, субсидирует селлерам доставку заказов, начисляет клиентам бонусы — 10% за покупки, проводит постоянные акции и скидки на товары».
Конечно, маркетплейс, это – конкуренция. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно грамотно оформлять карточки товаров, заниматься рекламой и пользоваться дополнительными сервисами для управления продажами.
Тем не менее, в некоторых случаях сила бренда может быть размыта. Например, покупательница не запоминает, где она купила этот небольшой ручной отпариватель за 9 тыс. тенге и не факт, что в следующий раз она будет искать витрину именно этого продавца: скорее всего она снова будет выбирать похожий товар – утюг или фен, среди множества конкурентов.
Зато маркетплейсы обеспечивают огромный трафик и масштабирование – крупные маркетплейсы постепенно растут и выходят за границы одной страны, а вместе с ними и предприниматели, которые торгуют на этих площадках. Они избавляют продавца от необходимости содержать и постоянно обновлять сайт, поддерживать высокие позиции в поисковой выдаче, дают шанс попасть в поле зрения нецелевой аудитории – в маркетплейсах часто сидят люди, которые вряд ли бы когда-то наткнулись на ваш сайт.
Маркетплейсы адаптируют селлера к площадке, сами запускают таргетинг в соцсетях и контекстную рекламу и обеспечивают селлеров аналитическими инструментами, с помощью которых можно увеличивать свою аудиторию.
Но не все коту масленница. На маркетплейсах работает много предпринимателей, у которых ассортимент может пересекаться, надо подчиняться правилам выбранного маркетплейса и почти невозможно выстроить свои отношения с клиентом, который заказывает у маркетплейса, а не у бренда.
Многие предприниматели идут на эти площадки именно из-за их большой популярности, а площадки стараются активно занять свое место на рынке, и поэтому привлекают к себе максимальное количество продавцов.
«Количество поставщиков (маркетплейсов – bizmedia.kz) идёт на тысячи, но гораздо важнее оборот, потому что поставщики очень разные — от начинающих ИП с одним товаром, до крупных магазинов с именем, имеющих десятки тысяч SKU (идентификаторов товарных позиций, артикулов). Например, Alser или Sulpak, — комментирует Константин Горожанкин.
Так, по словам руководителя ForteMarket Дмитрия Комиссара, на маркетплейсе сейчас 2700 активных продавцов.
«Их число в I полугодии 2023 года к I полугодию 2022 года, выросло на 83%. Основные представленные товарные категории: электроника, бытовая техника, автотовары и ювелирные изделия», — уточняет он.
«Более 3 тыс. коммерсантов торгует на Halyk Market, их оборот превышает 3 млрд тенге», — говорит Илья Карюкин.
Wildberries, которая, по данным МИД РК, релоцируется из Российской Федерации в Алматинскую область Казахстана, даст возможность местным предпринимателям и производителям вклиниться в цепочку продаж, получить доступ через эту платформу ко всем территориям, где она присутствует.
Для новичков (в России) установлен заградительный барьер в 30 тыс. рублей за регистрацию.
Вряд ли в Казахстане компания станет устанавливать высокую цену регистрации, хотя, по ее данным, от непрофессиональных продавцов исходит больше некачественной продукции, контрафакта или просто бракованного товара, что вызывает недовольство покупателей. И это – так, согласитесь.
Продолжение темы следует. В следующей статье мы рассмотрим, какой маркетплейс выбрать селлеру и каких селлеров выбирают маркетплейсы, какие запросы чаще всего приходят от клиентов.
Людмила Валентинова