Давайте чуть глубже окунемся в тему инфляции. Напомним, по итогам июня она составила 0,5%. Но есть товары и услуги, которые подорожали гораздо сильнее. Хотя не обошлось и без снижения цен. Обо всем по порядку. Источник данных – БНС АСПиР РК, передает Bizmedia.kz со ссылкой на DataHub.
В разные стороны «тянут одеяло» основные крупы. Рис увеличился в цене на 3,9%. Таким образом цикл его удорожания составил 23 месяца. Причем высокие темпы роста цен (более 1%) наблюдаются почти полтора года. Дела с гречкой обстоят по-другому — она подешевела на 4,1%. Такого сильного снижения цен не было с февраля 2018 г. В целом крупа дешевеет уже 6 месяцев подряд.
Мясо птицы подешевело на 0,1%. Да, немного. Но сам факт радует, так как ситуация – нетипичная. За последние 29 месяцев цены шли вниз лишь 4 раза. Вместе с тем яйца подешевели на 5,9%. Основная причина этому – сезонность.
Поднимает настроение удешевление подсолнечного масла на 4,2%. Особенно учитывая, что это самое сильное снижение цен по крайней мере с начала 2011 г. и уже пятое подряд. Вот что называется экспортные пошлины в действии.
Снижение цен отмечается на бананы. Причем его темпы сложно объяснить одной сезонностью – 10,6%. Такими высокими они не были по крайней мере с начала 2011 года.
Рост цен на моющие и чистящие средства наконец вернулся на привычный уровень — 0,1%. Сравните: с марта 2022 г. по май 2023 г. его темпы составляли в среднем 3%. Отдельно радует, что на 0,6% подешевел стиральный порошок. Это лишь четвертое снижение цен за 12,5 лет.
Похоже, все идет к тому, что парацетамол, перестанет относиться к числу доступных лекарств. Цены на него поднялись на 5,1%. Сильный рост отмечается с ноября 2022 г.
Уже 3 месяца фиксируется снижение цен на автомобили. В июне оно составило 1,2%. Это самые высокие темпы с марта 2015 г. Примечательно, что подобная картина наблюдается на фоне бурного роста регистраций и выпуска новых авто.
Совмещать отдых с лечением стало еще дороже. Услуги санаториев под влиянием сезонности сильно растут в цене: май – 5,6%, июнь – 6%. Впрочем, всегда можно остаться дома. Тем более услуги кабельного телевидения подешевели на 3,8%. Снижение цен происходит впервые по крайней мере с начала 2021 г.