В системе образования обнаружены устойчивые преступные схемы хищения бюджетных средств, которые были раскрыты Антикоррупционной службой. Сегодня на межведомственном совещании были оглашены результаты внешнего анализа коррупционных рисков в данной сфере, передает Bizmedia.kz.
В мероприятии приняли участие представители Администрации Президента, Национального Банка, Высшей аудиторской палаты, депутаты Мажилиса Парламента, Министры просвещения и цифрового развития, а также Вице-министры финансов, здравоохранения, труда и социальной защиты, а также общественные деятели.
За последние три года на развитие образования было потрачено 12,1 трлн тенге, что составляет 28% расходов государственного бюджета на 2021-2023 годы. Принят закон «О статусе педагога», благодаря которому учителя получили увеличение заработной платы в два раза, а держатели ученой степени и проводящие внеурочные занятия — в три раза.
Несмотря на принимаемые меры социальной поддержки, сфера образования остается одной из наиболее коррумпированных. С начала 2020 года по уголовным делам осуждено 143 человека. Ущерб государству составил около 11 млрд тенге, из которых возмещено только 5,2 млрд тенге. В Жетісу за последние 2,5 года работники городского отдела образования похитили 4,4 млрд тенге. В преступную группу входили руководитель и два бухгалтера образования, а также 13 бухгалтеров школ.
Преступные действия, подобные этим, были выявлены по всей стране. Самые масштабные случаи краж произошли в городах Алматы, Шымкент, Кызылординской, Актюбинской и Алматинской областях.
По результатам проведенного ВАКРа были обнаружены устойчивые способы хищения бюджетных денег, такие как:
- Намеренное завышение зарплаты работника сверх его должностных обязанностей;
- Перевод зарплаты на лиц, которые не работают в учебном заведении;
- Начисление зарплаты на карт-счета сотрудников, но в платежных документах указывается фамилия другого лица;
- Дублируют переводы денежных средств на одно и то же лицо несколько раз;
- Незаконный перевод денег родственникам и близким.
Все описанные методы мошенничества осуществляются по одной схеме. Сначала бухгалтер скачивает платежные документы из систем бухгалтерского учета. Затем производится ручная корректировка. После этого измененные документы отправляются на оплату.
Манипуляции стали возможны из-за того, что школьные системы бухгалтерского учета, Национальная образовательная база данных и база Казначейство-клиент не интегрированы друг с другом.
Чтобы предотвратить подобные события в будущем, была подписана «дорожная карта» между уполномоченными органами, которая направлена на устранение коррупционных рисков в сфере образования.