После десятилетий на заднем плане, один из загадочных европейских аэрокосмических проектов — вертолет X9 — становится потенциальным кандидатом на роль преемника легкого двухместного вертолета H145 компании Airbus Helicopters. Планы по созданию демонстрационного образца находятся в стадии реализации, сообщили источники в отрасли, передает Bizmedia.kz.
X9 был одним из двух кодовых проектов, кратко представленных бывшим руководителем вертолетной отрасли Лутцем Бертлингом в 2012 году, наряду с заменой вертолета X6 SuperPuma, от которой позже отказались из-за падения цен на нефть и газ, что негативно сказалось на потенциальных клиентах.
После этого о проекте X9 почти не было никаких сообщений на рынке, и даже сам факт его существования был неясен.
В берлинской декларации дочерней компании Airbus Helicopters, поданной в 2020 году, отмечалось, что совет директоров был проинформирован о проекте X9 и планируются «дальнейшие шаги».
Позднее это же подразделение объявило о своем намерении сосредоточиться на обеспечении «будущей жизнеспособности гражданских вертолетов» в немецком Донауверте.
Этот баварский город является домом для двух двухмоторных вертолетов H135 и H145, в то время как другие гражданские программы в основном сосредоточены в Мариньяне, Франция, где находится крупнейший в мире производитель коммерческих вертолетов.
Так как продажи вертолетов продолжают расти, Airbus пока ограничивается модернизацией модели H145, которая имеет свои корни в немецко-японском проекте 1990-х годов. В последней версии было добавлено дополнительное лопастье.
Тем не менее, Airbus конфиденциально изучает потенциального преемника H145 под кодовым названием X9 и готов продвигать эту идею дальше, искать силовые установки и другие варианты для планируемого демонстрационного образца, сообщают источники.
Демонстратор — это одноразовый испытательный стенд, предназначенный для проверки технологии, которая может или не может привести к созданию конкретного продукта. Но планы показывают, на что Airbus сосредоточивает свое внимание.
Офис программы X9 также расположен в Донауверте, согласно сообщению в LinkedIn.
Тем не менее, поскольку модернизированный H145 все еще пользуется спросом, решение о начале производства еще не принято, сообщают источники. Разработка нового вертолета может занять от 7 до 10 лет и потребовать $1 млрд.
В заявлении для Reuters компания Airbus не непосредственно ответила на вопросы о X9, но заявила: «Как лидер рынка, мы, конечно же, рассматриваем следующее поколение вертолетов».
«В настоящее время мы работаем над несколькими исследовательскими и технологическими проектами, направленными на повышение эффективности наших летательных аппаратов при одновременном увеличении их производительности и гибкости в выполнении задач», — сказал он, добавив: «В настоящее время наши легкие двухместные вертолеты являются бестселлерами, занимая более 65% гражданского и полугосударственного рынка».
Усиление в Германии
Airbus построил 1600 различных версий H145 для медицинских, полицейских и других целей. В 2022 году компания продала 83 вертолета H145, уступая только своему самому продаваемому легкому вертолету H125/130 «Эконь».
По данным американской консалтинговой компании Chase & Associates, конкурентами H145 являются вертолеты AW169 компании Leonardo (LDOF.MI).
Оба вертолета будут представлены на Парижском авиасалоне на этой неделе, причем H145 будет стоять на асфальте в своей недавно представленной военной версии.
Любой будущий преемник H145 возродит немецкое подразделение Airbus Helicopters, образованное в результате слияния в 1992 году французской компании Aerospatiale и немецкой MBB для противостояния американским конкурентам, включая Bell, Boeing и Sikorsky. Позднее к компании присоединилась Испания. До 2014 года компания была известна как Eurocopter.
Хотя это была первая часть процесса, который привел к созданию компании Airbus, объединившей разрозненные национальные подразделения в одну компанию, подразделение вертолетов до недавнего времени фактически считалось разделенным на французскую и немецкую части.
Однако эти барьеры постепенно исчезают, поскольку Airbus Helicopters внедряет систему, согласно которой специализированные площадки осуществляют предварительную сборку основных секций, которые затем сходятся на одной площадке для окончательной сборки.
Эта система изначально разработана для реактивных лайнеров, но теперь она внедряется на вертолетных заводах, начиная с нового H160 в Мариньяне.
Кроме того, Airbus Germany начал производство деталей для вертолета H125/130, который ранее был полностью французским. Этот вертолет является бестселлером в отрасли, и на данный момент нет планов на его замену.
Читайте также:
- Казахстан – лидер по привлеченным инвестициям в новые проекты в регионе Северной и Центральной Азии
- Azerbaijan Airlines: Причина крушения самолета под Актау — внешнее вмешательство
- В одном из городов России перестали выдавать казахстанские ИИН
- В Алматы полиция переходит на усиленный режим службы
- Сервера Uchet kz были временно недоступны из-за сбоя