Рисование и творчество в исламе – 2 часть

Ранее вышла первая часть нашего материала «Рисование и творчество в исламе», где корреспондент Bizmedia.kz рассказал, почему стал писать на эту тему. 

Также в предыдущем материале корреспондент взял интервью у девушки Анисы, которая надела хиджаб и рассказал ее историю, показал результаты опроса казахстанцев на вопрос, какие ограничения в рисовании есть в исламе по их мнению, и их истории, связанные с этим. Кроме того, в предыдущем материале был опубликован список идей, какими видами творчества могут заняться покрытые мусульманки, чтобы заработать.

https://bizmedia.kz/2023/05/30/risovanie-i-tvorchestvo-v-islame/

Материал был разделен на 2 части в связи с большим объемом информации и ожиданием официального ответа Муфтията на вопросы корреспондента. 10 мая 2023 года корреспондент Bizmedia.kz обратился в пресс-службу Муфтиата, чтобы получить ответы на вопросы об ограничениях в рисовании в исламе. Однако, ответа мы пока не получили.

Мнение казахстанцев

Корреспондент Bizmedia.kz проводил опрос, на который ответило 60 казахстанцев. Более 200 человек не захотели отвечать на опрос на тему ограничений в рисовании в Исламе.

В опросе участвовали представители разных национальностей: казахи, русские, уйгуры, татары, корейцы, метисы, узбеки, таджики, немцы. Если смотреть в процентах, то 30% ответивших казахи и русские, 20% — уйгуры и еще 20% представители остальных национальностей.

В национальном разрезе ответили:
казах/казашка – 18
русский/русская – 18
уйгур/уйгурка – 12
татарин/татарка – 5
кореец/кореянка – 2
метис/метиска – 2
узбек/узбечка – 1
таджик/таджичка – 1
немец/немка – 1 
В религиозном разрезе:
Мусульмане – 29
Христиане – 21
Атеисты – 5
Агностики – 3
Иудаизм – 1
Верующие, но не религиозные – 1 
Из ответивших об ограничении в исламе:
Знают – 24 человека из них (14 из них мусульмане, остальные 10 представители других религий)
Не знают – 37 человек (14 из них мусульмане. Остальные 23 человека представители других религий. 4 из ответивших «нет» описали ограничения в другом вопросе (3 мусульмане и 1 агностик))
Творчество, которым предложили заниматься мусульманам казахстанцы:
Рисование/роспись — 17
Рукоделие/Handmade – 7
Шитье/вышивание/вязание/ткачество – 6
Гончарное дело – 4
Каллиграфия – 3
Дизайн – 3
Фото, видео и их обработка – 3
Поэзия/писательство — 3
Пение – 2
Ювелирное дело/изготовление бижутерии – 2

48% опрошенных казахстанцев относят себя к мусульманам, 35% к христианам, 8% — атеисты, 6% — агностики, еще 2% исповедуют иудаизм и верующие, но не религиозные.

61% опрошенных казахстанцев не знает об ограничениях, остальные 39% знают. 38% тех, кто ответил, что не знает – мусульмане, остальные 62% представители других религий. Статистика, полученная корреспондентом, говорит о малой информированности казахстанцев в вопросе ограничений в рисовании в исламе.

Интервью с Шейхом уль-Исламом Мухаммад-Хусайном хаджи Усмановичем Алсабековым

Корреспондент Bizmedia.kz встретился с Главным Советником Председателя ДУМК — Верховного муфтия РК, членом Совета алимов ДУМК, главным имамом мечети «Вайнах» г. Алматы, доктором филологических наук и профессором Шейхом уль-Исламом Мухаммад-Хусайном хаджи Усмановичем Алсабековым. Он с терпением ответил на все вопросы корреспондента и даже угостил конфетами.

‒ Что не разрешается рисовать в Исламе и почему?

‒ Одушевленные вещи нельзя рисовать. Когда образ есть одушевленный – душу вселяет всевышний Аллах. Творец Аллах. Это почерк Аллаха. Всевышний творит и оживляет, вселяя душу. Людям не разрешено это. Нельзя одушевленные вещи рисовать.

‒ Можно ли фотографироваться и выкладывать свои фотографии?

‒ Фотографии можно делать, если это нужно: для паспорта, для документов.

‒ Относятся ли ограничения к графическому рисованию на планшетах или ноутбуках?

‒ Богоугодное рисовать можно. Это то, что приносит пользу исламу и мусульманам.

‒ Если рисунок мультяшный, анимэшный, он тоже попадает под ограничения?

‒ Да. Нельзя, потому что это изменение творения всевышнего Аллаха.

‒ А ребенку можно рисовать без ограничений, детям же сложно объяснить?

Ему можно рисовать дозволенное: яблоки, груши, растения и другие неодушевленные вещи. Детей нужно уберечь.

‒ Можно ли хранить изображения в доме, на стенах?

‒ Фотографии не желательно. Фотографии и картины священных мест можно: мечети, мечеть Кабы, мечеть пророка. Также можно аяты священного Корана.

‒ А что на счёт скульптур?

Харам (запрещено).

‒ Чем вызвано такое расхождение мнений по поводу ограничений в рисовании в Исламе?

‒ Рисовать одушевленное нежелательно и не нужно. Люди должны быть уверены, если у них по исламу и по религии есть вера, то, что полезно человеку, ислам разрешает. Все, что во вред человеку, запрещает. Человек должен отличать дозволенное от недозволенного. Дозволенное – это то, что Шариат разрешает. Должно быть понятие этого, тогда не будет разногласий.

Интервью с историком-востоковедом

Корреспондент Bizmedia.kz встретился с историком-востоковедом, который тоже дал комментарий на тему ограничений в рисования в исламе. Однако, он попросил об анонимности, опасаясь за свою безопасность. Мужчина рассказал, с чем могут быть связаны ограничения в исламе.

«В иудаизме было точно так же. Иудаизм (Моисеево учение) возникло как реакция на древний Египет. В исламе, в этом смысле, очень близко к иудейской идее. Чтобы не уподобляться Богу, что творить присуще только Богу, все другие имитации нехороши и опасны. Особенно это связано с живыми. Считается, что у живых организмов есть душа. Это немножко делает все сложнее. Это то, что мы переняли почти без изменения от иудаизма. Но этот концепт все равно со временем менялся. Если взять храмы – мы там не видим вообще животных с глазами или без глаз. Но дальше в литературе и исламской миниатюре мы можем увидеть животных, потом это переходит на людей. Но в исламе остановились на том, что мы не изображаем пророка, пророков, Аллаха. Но иногда каких-то пророков можно даже изображать. И это, как эволюция концепции религии,со временем  менялось. Сначала все начиналось с того, что рисованием были каллиграфия, геометрические и флоральные (цветочные) узоры. Потом из каллиграфических надписей рисовали животное, которое теоретически было надписью, а не животным. Тут можно написать лев, олень и прочее. Со временем это тоже менялось, и в разный период были послабления. Но в самих мечетях (храмах) изображение запрещено до сих пор. Это как реакция на христианство, где были изображены образы (иконы), которым молились люди. Концепция мечети очень поздняя вещь. Ее на ранних этапах, при Пророке, не существовало.. Какие-то важные аспекты были, но после этого была адаптация христианской архитектуры с изменениями, чтобы это отличалось», — поделился с корреспондентом историк-востоковед.

Также собеседник сделал акцент на то, что отношение к ограничениям может зависеть и от религиозности (набожности).

«Сегодня, в современном мире, отношение к рисованию зависит от религиозности людей. Есть люди, у которых до сих пор нет телевизора, которые не фотографируются. Есть места, где закрыты глаза. Если вы попадете в дунганский ресторан там будут изображены какие-либо культурно-исторические образы, но у одушевленных обязательно будут залеплены глаза. Это тот же момент, который связан с другими вещами. Все меняется со временем, но цикл остается тем же: не уподобляться Аллаху, иначе это большой грех. Поэтому сотворить что-то живое – опасно. С растениями, хотя они в каком-то смысле тоже живые, более либеральны», — закончил мужчина.

Идеи для заработка на творчестве

Как и в прошлом материале, корреспондент представит идеи для творчества, которыми могут заниматься мусульмане, по мнению казахстанцев.

Корреспондент Bizmedia.kz привел небольшую статистику о том, какие виды творчества чаще приводили в пример казахстанцы. 34% опрошенных казахстанцев назвали — рисование/роспись, еще 14% — рукоделие/handmade, 12% назвали шитье/вышивание/вязание/ткачество, 8% — гончарное дело. По 6% набрали: каллиграфия, дизайн и фото/ видео и их обработка, поэзия/писательство. По 4% ответов набрали пение и ювелирное дело/изготовление бижутерии.

Также казахстанцы предложили: танцевать, заниматься кулинарией и кондитерским делом, архитектурой, благотворительностью, декоративным искусством, пэчворком и онлайн-профессиями.

Однако, ответы граждан были составлены до получения ответа от представителей духовенства. О том, какие из них подходят, нужно судить уже после прочтения интервью с Шейхом уль-Исламом Мухаммад-Хусайном хаджи Усмановичем Алсабековым. К примеру, если это фотография, видео или обработка, как предложили в опросе, то съемка должна быть неодушевленных предметов: природы, еды, растений, каких-то товаров.

Заключение

Большая половина опрошенных казахстанцев не знает об ограничениях в рисовании в исламе. А мнение тех, кто знает об ограничениях в рисовании в исламе, разошлись. Однако, мнение большинства, о том, что «Нельзя рисовать одушевленное (людей/животных)» сошлось с ответами Шейха уль-Ислама Мухаммад-Хусайна хаджи Усмановича Алсабекова.

По мере подготовки двух частей материала в течение месяца корреспондент Bizmedia.kz столкнулся со сложностями в общении с людьми на эту тему. Более 200 казахстанцев отказались отвечать на вопросы. Кроме того, найти героев материала было очень сложно, так как даже те герои, которые сначала соглашались на интервью, позже отказывались. Так как материал был написан на религиозную тему, большинство героев материала просили об анонимности.

Данный материал написан исключительно с целью информирования.

Редакция Bizmedia.kz не пытается никого оскорбить или что-либо пропагандировать.

Ответы героев материала и участников опроса — это их личная позиция.

Новый год 2025: сколько дней отдохнут казахстанцы
21 ноября 2024 в 17:45
Почему в Казахстане отказались от идеи создания Единого социального фонда
21 ноября 2024 в 12:01
Программа по модернизации тарифов в Казахстане будет идти до 2029 года
21 ноября 2024 в 16:36
Как перевод времени повлиял на торговлю и экономику Казахстана
19 ноября 2024 в 15:14
XII Kazakhstan HR-Forum 2024: работа с персоналом как шаг в будущее
21 ноября 2024 в 16:07
В Kaspi не назвали причину, почему отказались покупать узбекскую платежную систему Humo
17 ноября 2024 в 15:05
Прокуратурой Павлодарской области пресечено рейдерство крупного предприятия региона
21 ноября 2024 в 15:57
Когда казахстанцев начнут штрафовать за превышение скорости на загородных трассах
18 ноября 2024 в 16:09
Минфин принял 90% рекомендаций ВАП по проекту бюджета 2025-2027
21 ноября 2024 в 15:40
Возобновляются поставки нефтепродуктов из России в Казахстан
21 ноября 2024 в 15:07
Доллар снова подешевел на торгах KASE
21 ноября 2024 в 15:38
В Казахстане намерены изменить правила ввоза автомобилей
18 ноября 2024 в 17:31
В Нацбанке Казахстана прокомментировали резкий рост курса доллара
21 ноября 2024 в 15:23
Казахстанцев просят уехать из Украины
20 ноября 2024 в 17:15
Казахстанскую теннисистку Анну Данилину номинировали на премию WTA
21 ноября 2024 в 15:12
Таир Джафарли: В Европе считают, что Казахстан превращается в транзитную державу
20 ноября 2024 в 09:59
Олжас Бектенов рассказал, как решается проблема задержек авиарейсов
21 ноября 2024 в 14:47
«Казатомпром» начнёт добывать уран на участке «Северное» Будёновского месторождения
18 ноября 2024 в 15:27
Законопроект о бюджете на 2025-27 года Сенат вернул на доработку
21 ноября 2024 в 14:45
21 ноября в Казахстане не будут работать телевидение и радио, предупреждает «Казтелерадио»
18 ноября 2024 в 11:20
Маулен Ашимбаев пояснил факторы роста инфляции в Казахстане
21 ноября 2024 в 14:20
Российский ВТБ банк начал переводы в Казахстан
21 ноября 2024 в 16:55
В мобильном приложении eGov Mobile запущен новый сервис «Гид кредитной и страховой истории»
21 ноября 2024 в 14:19
Эксперт об отмене единого часового пояса: «Надо соблюдать законы природы»
19 ноября 2024 в 16:20