Село Родина, расположенное в 70 километрах от столицы Астаны посреди степи, представляет собой место, которое нация видит в качестве будущего энергетики. Имея собственные ветряные турбины, поселок Родина вырабатывает достаточно электроэнергии для удовлетворения своих потребностей.
Деревня — один из немногих примеров того, как по всей стране происходит тихая революция в сторону возобновляемых источников энергии.
Текущие данные
Большая часть текущего производства возобновляемой энергии в стране приходится на энергию ветра. К концу 2022 года объем выработки возобновляемой энергии достиг 5,11 млрд киловатт-час (кВтч), при этом наибольшая доля приходится на ветер – 2,4 млрд кВтч, свидетельствуют данные Министерства энергетики Казахстана.
По состоянию на 2022 год доля электроэнергии, вырабатываемой Казахстаном из возобновляемых источников, достигла 4,53%, медленно продвигаясь к амбициозным целям, поставленным страной, по доведению доли возобновляемой энергии до 15% к 2030 году и 50% к 2050 году.
Цели предусмотрены в концепции перехода к «зеленой» экономике, которую Казахстан принял в 2013 году, измененная в 2021 году в связи с «новыми реалиями и текущей положительной динамикой».
По данным министерства, по состоянию на 2022 год в стране было установлено 130 объектов возобновляемой энергетики общей мощностью 2400 мегаватт (МВт), в том числе 46 ветряных электростанций, 44 солнечных электростанции, 37 гидроэлектростанций и 3 электростанции на биомассе. растения.
Двенадцать были введены в эксплуатацию в 2022 году с общим объемом инвестиций 180 миллиардов тенге (403 миллиона долларов США). В 2023 году в Казахстане планируется ввести в эксплуатацию 15 объектов общей мощностью 276 МВт.
Аукционная система
В 2018 году страна перешла на систему аукционов, процесс конкурентных торгов, когда разработчики возобновляемых источников энергии представляют свои предложения для заключения контрактов на поставку электроэнергии в сеть. Ежегодно министерство утверждает график аукционных торгов с разбивкой по типу, мощности и региону, который публикуется на сайте министерства.
ПРООН поддержала Казахстан в этих усилиях.
“Этот аукцион с заранее разработанной проектной документацией или сайтовый аукцион, с высоким уровнем предварительной проработки. Такой подход повышает уверенность потенциальных инвесторов и девелоперов, снижает риски и помогает им предлагать самую низкую цену за 1 кВтч зеленой энергии. Первый такой аукцион состоялся в 2019 году для солнечной электростанции мощностью 50 МВт в Туркестане, затем последовал еще с десяток подобных аукционов. Новый подход вызвал интерес международных организаций, таких как ЕБРР и другие, которые сотрудничали, чтобы оказать финансовую поддержку получателям аукциона», — сказала Асель Нурбекова, программный аналитик Департамента энергетики и окружающей среды Программы развития ООН в Казахстан, в интервью для этого материала.
По данным министерства энергетики Казахстана, в 2022 году на аукционе было отобрано 15 проектов ВИЭ общей мощностью 440 МВт, получив рекордно низкую цену в 12,49 тенге, около 3,5 цента.. Большая часть, 400 МВт, снова пришлась на энергию ветра.
Нурбекова отметила необходимость дополнительных усилий для поддержки «малого масштаба распределенной генерации возобновляемой энергии», такой как солнечные панели на крыше, солнечные водонагреватели и котлы на биомассе.
«Основным препятствием для этого являются низкие тарифы на электроэнергию: мелкие потребители сравнивают субсидируемую стоимость энергии из сети со стоимостью энергии, которую они потенциально могут производить, и это сравнение обескураживает их. Проблема может быть решена либо повышением [market] тарифы, предоставление субсидий мелким инвесторам в зеленую энергетику или сочетание того и другого. Однако малая солнечная энергетика становится популярной в отдаленных районах, где они конкурируют с бензиновыми и дизельными генераторами, а котлы на биомассе становятся все более популярными в северных регионах, где в качестве топлива можно использовать солому и древесные отходы», — пояснила она.
Ключевая политика и нормативно-правовая база
В дополнение к первому закону о поддержке ВИЭ, принятому в 2009 г., аукционному механизму и договору купли-продажи электроэнергии с покупателем на 20 лет, а также налогам и инвестиционным преференциям (договорное соглашение между покупателями и продавцами энергии) документом является стратегия достижения углеродной нейтральности, подписанная президентом Касым-Жомартом Токаевым в феврале прошлого года.
«Это важный дальновидный документ, определяющий пути и устанавливающий цели и этапы перехода страны к «зеленому» с подробным описанием секторов национальной экономики и международных обязательств», — сказала Нурбекова.
ПРООН поддерживает Казахстан в совершенствовании стандартов законодательства, связанных с разработкой и внедрением политик, программ и нормативных актов для снижения инвестиционных рисков и увеличения инвестиций для достижения целей в области возобновляемых источников энергии.
«В настоящее время ПРООН предоставила Министерству энергетики новые рекомендации по ускорению развития малой возобновляемой энергетики, и сейчас мы работаем с Мажилисом отразить их в законе о возобновляемых источниках энергии», — добавила она.
Проблемы впереди
Привлечение инвестиций в отрасль остается ключевой задачей для Казахстана. Нурбекова подчеркнула, насколько важны прозрачность, стабильность и определенность для инвесторов.
«В связи с этим любые потенциальные изменения на рынке электроэнергии, особенно внедрение механизма отбора, требуют прозрачного и понятного подхода. Крайне важно провести подробные обсуждения с сообществом инвесторов, предоставив достаточно времени для уточнения этих изменений и их реализации таким образом, чтобы инвесторы могли эффективно планировать заранее», — сказала она.
К числу факторов, отпугивающих потенциальных инвесторов и повышающих неопределенность, также относится волатильность национальной валюты, поскольку основное оборудование и технологии экспортируются в Казахстан. Для решения этой проблемы в 2022 году министерство внедрило механизм индексации тарифов на период строительства. Ранее индексация тарифов была возможна только с момента ввода объекта в эксплуатацию.
Нурбекова подчеркнула, что стратегия углеродной нейтральности указывает на необходимость инвестиций в размере более 600 миллиардов долларов США для достижения цели 2060 года, где ожидается, что только 4% будут поступать от государственного сектора, а остальные — от частного сектора.
«Мобилизация этого огромного объема и создание благоприятных условий для инвесторов рассматривается как задача правительства и государства, и это понимание и готовность оказать поддержку крайне обнадеживает», — сказала она.
По ее словам, низкая плотность населения и необходимость транспортировки энергии на большие расстояния повышают потребность в инвестициях.
«Однако этот вопрос также создает некоторые ниши для более широкого применения возобновляемых источников энергии в отдаленных районах и внедрения так называемых распределенных возобновляемых источников энергии», — сказала Нурбекова.
Все целевые показатели, установленные Казахстаном, относятся только к электроэнергии, но не относятся к другим важным секторам, таким как отопление, транспорт и домохозяйства. Однако национальная сеть не готова к большому объему возобновляемой энергии, поскольку большинство из них требуют значительной модернизации.
Примерно 70% всей электроэнергии вырабатывается из угля, и, по словам экспертов, Казахстан не может позволить себе полностью отказаться от него.
Чтобы сделать систему более устойчивой, стране по-прежнему необходимо ускорить шаги по развитию собственного производства и технологий, а также расширить национальное участие в развитии возобновляемых источников энергии.
Общественная поддержка
В Казахстане более 90% населения поддерживает переход правительства на возобновляемые источники энергии, согласно социологическому исследованию ПРООН по информированности населения о развитии возобновляемых источников энергии, опубликованному в феврале. В опросе приняли участие 2546 респондентов из всех регионов страны, в том числе представители бизнеса, научных кругов, ассоциаций и отраслевые эксперты.
Респонденты назвали солнечную и ветровую энергию наиболее перспективными источниками энергии в своих регионах. Факты показывают ту же картину.
Многие истории казахстанцев, взявших на себя ответственность за потребление энергии, служат вдохновляющими примерами того, как небольшие действия могут изменить ситуацию. Борьба с социальными ценностями, представлениями и привычками в отношении использования энергии дома играет ключевую роль в снижении потребления энергии.
Для экоактивистки из Астаны Мариам Касымовой экологичность — не привычка, а образ жизни.
«Самый яркий пример – известная всем ЭКСПО, построенная по «зеленым» технологиям. Но я хотел бы привести еще один пример, который, возможно, не так широко известен. это мечеть который потребляет нулевую энергию, потому что они установили солнечные батареи», — сказала она AstanaTimes.
Солнечные батареи обеспечивают мечеть достаточным количеством энергии. «Что осталось, то продают «Астана Энергосбыт». по договоренности», — добавила она.
Она же привела в пример деревню Родина.
«Если мы рассматриваем организации или домашние хозяйства, общество еще не находится на том прогрессивном уровне. Хотя есть и интересные примеры. Однажды я проходил мимо жилого комплекса, где увидел солнечные батареи на одном из этажей. Но, очевидно, я могу предположить, что этот человек разбирается в этом вопросе, знает, как он должен быть установлен и, самое главное, как он трансформируется в энергию», — сказала она.
Она привела пример Турции, где многие домохозяйства используют альтернативные источники энергии.
«Я совсем недавно вернулся из Турции. Это прекрасный пример. Почти в каждом доме есть солнечная батарея, которая снижает потребление энергии, а также бойлеры, благодаря чему они используют солнечную энергию. Я думаю, что это во много раз снижает потребление электроэнергии. Я надеюсь, что однажды мы сможем достичь этого уровня. Конечно, у нас другие климатические условия по сравнению с Турцией, и солнечный день намного короче, но, по крайней мере, возобновляемая энергия может удовлетворить часть потребностей в энергии», — сказала она.
По материалам TheAstanaTimes.