По данным Бюро национальной статистики, число студентов в Казахстане на начало 2022–2023 г. составило 578,2 тыс. человек, 53,4% из которых — женщины. Парни представляют большинство студентов технических специальностей STEM, включающих науку, технологии, инженерию и математику, а девушки – гуманитарных. Подобная гендерная сегрегация наблюдается и после окончания университета: женщины в РК занимают доминирующее положение в образовании и медицине, мужчины – в строительстве, транспорте, добыче и переработкее полезных ископаемых. Таким образом, гендерная сегрегация в вузах вносит свой вклад в сегрегацию на рынке труда, в свою очередь, гендерный дисбаланс в отраслях влияет на выбор специальностей выпускников школ, выбирающих направление обучения под властью гендерных стереотипов и ожиданий общества. В результате формируется порочный круг гендерной сегрегации на разных уровнях социально-экономического устройства.
Учитывая, что средняя зарплата в технических отраслях выше, чем в образовании и медицине, упомянутая сегрегация труда способствует феминизации бедности в стране. Средний разрыв в оплате труда между мужчинами и женщинами в 2022 г. по всем областям и городам республиканского значения составил 21,7%, в то же время наибольший дисбаланс наблюдается именно в тех регионах, где основная занятость связана с добычей и переработкой полезных ископаемых, относящихся к сфере STEM. Так, в Карагандинской, Атырауской, Мангистауской областях отмечен самый высокий гендерный разрыв в зарплате, доходящий до 45,1%, а наименьший — в Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях, где труд зачастую связан с легкой промышленностью и сферой услуг.
В связи с ростом актуальности STEM дисциплин и профессий во всем мире, исследование причин недостаточной представленности девушек на технических специальностях имеет важное значение для сокращения гендерного дисбаланса в данном направлении. Несмотря на достаточное количество публикаций о STEM в школьном образовании Казахстана, уровень вузовского образования оставался мало исследованным до недавнего времени.
В 2023 году Алматы Менеджмент Университет в рамках международного проекта Cintana Alliance в сотрудничестве с исследователями International University of Ecuador (Эквадор) и NorthCap University (Индия) провел первое массовое исследование в Казахстане на тему «Гендерный разрыв в STEM образовании». Проведенное научное изыскание направлено на изучение барьеров, стоящих перед студентами STEM, а также выявление их мнений о причинах выбора специальности, ролевых моделях, возможностях развития карьеры и сложностях изучения технических дисциплин. В целом опросом охвачено 1425 студентов казахстанских вузов, 1085 из которых – обучающиеся на технических специальностях (75% респондентов – девушки). В исследовании приняли участие 676 студентов с казахским языком обучения, 235 – с русским и 174 — с английским языком обучения; 420 участников опроса — родом из села, 665 человек – из города.
Исследование показало, что такие факторы, как гендер, язык обучения и местность происхождения обучающихся оказывают наибольшее влияние на их понимание вопросов гендерного равенства и уровень гендерных стереотипов. Так, наиболее значительную предвзятость в отношении женщин в STEM обнаружили у парней; девушки, в свою очередь, гораздо выше оценивают свои способности и возможности в STEM образовании и профессии. В целом, участники опроса выразили большее сомнение в склонностях девушек к математике и машиностроении, но дали более позитивные оценки способностям женщин в информационных технологиях и физике. Если в отношении машиностроения взгляды опрошенных можно связать с высокой представленностью мужчин в этой индустрии, то разная оценка об успехах женщин в математике и физике требует дальнейшего анализа.
Обучающиеся родом из сельской местности чаще считают, что парни имеют больше склонности к STEM дисциплинам и профессии в сравнении с девушками, с ними как правило в равной степени солидарны студенты, обучающиеся на казахском языке. В то же время студенты с английским языком обучения острее ощущают гендерное неравенство и имеют самое положительное отношение к девушкам в STEM среди обучающихся на разных языковых отделениях. Выявленная разница в уровне гендерной предвзятости к женщинам в технических науках между студентами разных языковых отделений создает запрос на дальнейшее изучение контента учебных программ, учебных пособий и материалов, педагогической и воспитательной работы преподавателей разных языковых отеделений с целью определения, что именно из вышеперечисленного оказывает влияние на уровень чувстивительности к гендерным вопросам и понимание проблем гендерного равенства.
Интересным результатом опроса можно назвать получение информации о том, что девушки и парни одинаково оценивают математику, физику и химию и другие точные науки по уровню сложности, что сигнализирует о схожем восприятии данных учебных предметов и теми, и другими и позволяет сделать заключение о том, что гендерные стереотипы о меньших способностях женщин к познанию STEM не отвечают реальной ситуации.
Важным открытием явилось определение статистически значимой связи между мнением об отсутствии гендерного неравенства в стране и более высоким уровнем гендерных стереотипов студентов. Данный факт свидетельствует о том, что людям, разделяющим патриархальные взгляды на гендерные роли (мужчина – производитель экономического блага, женщина – хранительница домашнего очага), свойственно не видеть гендерных проблем общества, что кроме прочего может быть связано с их недостаточным уровнем знаний о гендерных вопросах в целом.
Несколько пессимистичный результат получен в отношении причин выбора STEM специальности парнями и девушками: первые гораздо чаще объясняют свой выбор следованию мечте (37% парней и 24% девушек), в том время для вторых эта специальность чаще – не их изначальный выбор (для 33% девушек и 15% парней). Объяснение данному факту было найдено в последующих фокус-группах, проведенных со студентками: оказалось, что девушки выбирали эту профессии зачастую из-за более высоких возможностей получения образовательного гранта. И действительно, согласно государственной статистике, на STEM специальностях примерно 60% студентов обучаются за счет государственного заказа против 40% грантников на других специальностях.
В результате исследования не обнаружено больших различий между парнями и девушками в сферах желаемого трудоустройства: большинство опрошенных (36%) хотят работать в частном секторе, 27% — в своем бизнесе, 15% — в государственном секторе и 12% и 9% в образовании и исследованиях соответственно. Наиболее значительная разница выявлена между студентами разных языковых отделений: обучающиеся на английском языке в большинстве своем хотят трудоустроиться на частные предприятия (54%) в сравнении с 33% студентов других языковых отеделений. Также лишь единицы обучающихся на английском языке желают работать в государственном секторе (3%) в сравнении со студентами с казахским (19%) и русским (14%) языками обучения.
В Казахстане, как и во всем мире, большую актуальность приобретают професссии, связанные с искусственным интеллектом, анализом больших массивов данных, программированием, робототехникой, кибернетикой; спрос на таких специалистов в будущем будет только расти. По данным Бюро статистики США, в следующие десять лет потребность в STEM специалистах опередит остальные специальности на 76%, медианная годовая зарплата STEM профессионалов более чем вдвое превысит тот же показатель среди специалистов других областей. Следовательно, уже сейчас представителям государственных органов, бизнес-сектору, вузам и гражданскому обществу необходимо задуматься, как снизить гендерную сегрегацию в области STEM быстрее и эффективнее. Ведь чем меньше девушки вовлечены в данную сферу сегодня, тем ниже их будущие шансы достичь прогресса в профессиональной деятельности, обеспечивающей достойный доход, возможности роста и развития и тем ниже перспективы страны в занятии достойных позиций в глобальной конкуренции в динамично-развивающихся отраслях экономики, неразрывно связанных со STEM компетенциями ее граждан.
Анастасия Липовка, ассоциированный профессор Алматы Менеджмент Университет