Беглый взгляд на нынешнее состояние мира и глобальный политический и экономический ландшафт может не дать немедленных поводов для оптимизма. Отношения между великими державами продолжают обостряться, затянувшиеся конфликты не собираются утихать, а основанная на правилах многосторонняя система движется по неопределенной траектории. На геоэкономическом фронте глобализация замедляется, и некоторые предполагают, что мы вступили в период деглобализации. Прогресс, достигнутый за несколько десятилетий растущей глобальной экономической интеграции и глобального роста, обусловленного торговлей, находится под угрозой из-за растущей торговой напряженности; растущая популистская привлекательность протекционистской политики в некоторых уголках мира; и нарушение глобальных цепочек создания стоимости и поставок в результате экзогенных потрясений, таких как пандемия COVID-19.
Есть надежда на будущее многосторонности и глобального порядка, основанного на правилах. И ответы на него могут лежать не только в Вашингтоне, Брюсселе и Пекине, но и в таких столицах, как Астана, Бразилиа и Джакарта. Поскольку великие державы, похоже, не могут (или не желают) поддерживать стратегическую стабильность, средние державы, по сути, могут быть лучшей надеждой на возобновление многосторонности.
В то время как средние державы охватывают разнообразную группу стран (от Австралии и Канады до Южной Африки, Турции и Казахстана), они имеют некоторые общие черты: их отвращение к видению мира с нулевой суммой и противостояние великих держав; и решимость наметить независимый внешнеполитический курс. Это страны с возможностями, которые по отдельности не могут сравниться с возможностями великих держав, но все же могут формировать результаты, объединяя ресурсы и работая через альянсы и коалиции.
Средние державы в 21 веке гораздо более устойчивы с точки зрения демографических, экономических и военных размеров. Они имеют достаточное экономическое и геополитическое влияние, чтобы не быть вынужденными поддерживать одну сверхдержаву, как это часто случалось ранее. Они становятся все более влиятельными, самоуверенными, независимыми, с большим пространством для маневра. Их растущая активность и присутствие на мировой арене могут способствовать глобальной стабильности, предоставляя дополнительные источники баланса, диалога и дипломатии.
Казахстан прочно принадлежит к этой категории, фактически постоянно превосходя свой вес с точки зрения региональной и глобальной роли и влияния благодаря своей тщательно выстроенной многовекторной внешней политике.
За более чем три десятилетия с момента обретения независимости в 1991 году Казахстан использовал свое геостратегическое положение в самом сердце Евразии, чтобы стать региональным центром торговли и коммерции, связывающим Европу и Азию. Сегодня это одна из немногих стран, имеющих равноудаленные, стабильные и конструктивные отношения со всеми мировыми державами: Китаем, США, ЕС и Россией. И хотя эта политика несколько раз подвергалась проверке на протяжении всей своей истории, последний раз в 2022 году, когда многие наблюдатели преждевременно поспешили похоронить казахстанскую многовекторность в контексте трагических январских событий, она оказалась устойчивым, всепогодным компасом, путеводной звездой. Казахстан сквозь огонь и воду.
Именно в этом контексте предстоящий Астанинский международный форум пройдет в июне по инициативе президента Токаева в качестве площадки для «возобновления политического диалога, продвижения позитивных изменений и формирования глобальной повестки сотрудничества». Форум подчеркнет «необходимость скоординированного глобального ответа на вызовы экономики, окружающей среды и безопасности».
Он пройдет в формате Track 1.5 и соберет вместе представителей не только правительства, но и международных организаций, бизнеса и научных кругов, чтобы вести целостный диалог и мыслить «нестандартно» для решения проблем климата, нехватки продовольствия, вызовы энергетической безопасности и как лучше вооружить институты глобального управления для противодействия возникающим нетрадиционным угрозам безопасности 21 века. Важно также подчеркнуть неисключительный характер Форума, то есть приглашать всех желающих. В уже насыщенном календаре ежегодных международных конференций и форумов эти характеристики позволят Астанинскому форуму выделиться из толпы и снизить риск превращения в просто «говорящую комнату».
Казахстан является естественным местом для такого диалога. Страна имеет солидный послужной список в содействии и содействии международному посредничеству, включая мирные переговоры в Астане по Сирии; и активное участие в переговорах по ядерной программе Ирана и гуманитарному кризису в Афганистане. Он также стал чистым вкладчиком в международную безопасность благодаря своему участию в операциях ООН по поддержанию мира (UNPKO) и своему лидерству в области ядерного разоружения. Сама Астана зарекомендовала себя как столица мира и диалога, и ей не привыкать проводить мероприятия высокого уровня, такие как Астанинский экономический форум, Съезд лидеров мировых и традиционных религий и Совещание по взаимодействию и мерам доверия. в Азии, чтобы назвать несколько.
После десятилетий глобализации и интеграции мир стоит на критическом этапе. Протекционизм, односторонние санкции, выход из договоров и военно-экономическое принуждение стали скорее нормой, чем исключением. В этом какофоническом и диссонирующем мире Астанинский международный форум представляет собой свежую и столь необходимую попытку разобраться в коренных причинах мировых бед и наметить путь вперед. Ожидается, что как инструмент «восстановления культуры многосторонности и доверия на глобальном уровне» Форум станет ценной площадкой для усиления роли средних держав как гарантов глобальной стабильности.
Автор — Альберто Туркстра (Бельгия), руководитель проекта Diplomatic World. По материалам Astana Times