Водителей электросамокатов будут обязывать иметь водительские права и носить шлемы в Казахстане. Сейчас рабочая группа Парламента РК работает над поправками в Закон о дорожном движении, которые будут относиться к использованию микромобильного транспорта, включая электросамокаты, сообщает Bizmedia.kz.
Согласно новым поправкам, водителям самокатов при езде по тротуарам будут предписаны скоростные ограничения в 6 км/ч, а для езды на проезжей части им потребуются шлемы и водительские права любой категории. Владельцы компаний, предоставляющих самокаты в аренду, опасаются, что эти поправки не только уничтожат их бизнес, но и затруднят развитие микромобильного транспорта в целом.
Правила для водителей электросамокатов
Директор ТОО «Jet Sharing» Мусалав Алибеков отметил, что в Алматы ежедневно совершается до 130 тысяч поездок, а электросамокаты стали дополнением к общественному транспорту в южной столице.
Поправки, которые были введены, замедлят развитие экологически чистого транспорта, и будут дискриминировать большую группу людей, включая тех, кто использует шеринговые электросамокаты, а также тех, кто лично пользуется этим видом транспорта для работы, в том числе курьеров.
Алибеков считает, что давать право людям, которые научились водить автомобиль, ездить на электросамокате без подготовки юридической базы является необдуманным решением. Это может привести к ущемлению прав тех, кто ездит на самокате.
Спикер указывает, что в странах, таких как Россия, Украина, Беларусь, Грузия, Турция и Южная Корея, установлены ограничения скорости 20-25 км/ч для велосипедистов без запрета на движение по тротуарам. В Казахстане в 2017 году было разрешено движение велосипедистов по тротуарам без необходимости в наличии прав для движения по дорогам.
Важно отметить, что кикшеринговый бизнес только начинает развиваться и приносить прибыль в Казахстане. Например, за два года общий объем продаж компании «Jet Sharing» вырос вдвое. Эта компания создала более 1200 рабочих мест по всей стране и только за прошлый год перечислила в казначейство более 458 млн тенге.
Спикер подчеркнул, что он и его команда выступают за безопасность и разумное регулирование. В связи с этим, он предложил, чтобы кикшеринговые компании обеспечили обязательное страхование для третьих лиц, чтобы обеспечить компенсацию пострадавшим пешеходам в случае получения травм. Спикер подчеркнул, что он готов реализовать это предложение без принятия новых законов.
В данный момент нет способов идентификации самокатов и автоматизированных систем для определения их скорости. Для их создания необходимо оборудование для фиксации скорости и увеличение количества сотрудников в полиции.