Депутат Мажилиса Ажар Сагандыкова подняла сегодня на пленарном заседании нижней палаты вопросы инклюзивного образования, сообщает Bizmedia.kz.

По ее словам, количество детей с особыми образовательными потребностями в Казахстане сегодня превышает 162 тысячи, что составляет 3% от общего числа детей.
Основными принципами инклюзии, по ее словам, являются доступность образования, предотвращение дискриминации, рациональное потребление, подготовленность и т. д. Не исключено, что часть детей сможет учиться в специализированных школах.
По словам депутата, принципы инклюзии основаны на понимании особых образовательных потребностей и затрагивают интересы всех детей, не вписывающихся в стандартную среду обучения и сталкивающихся с некоторыми трудностями, связанными с процессом обучения.
«Некоторые эксперты говорят, что так называемые психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК) видят основной барьер для качественного инклюзивного образования. Количество ПМПК для детей с особыми потребностями сегодня увеличилось на 45%, но результаты их работы оставляют желать лучшего», — подчеркнула она.
Она напомнила, что в 2015 году Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов, и этот документ обеспечивает их право на качественное инклюзивное образование.
«В соответствии с Конвенцией дети с особыми потребностями должны быть обеспечены всеми необходимыми устройствами и инструментами, в том числе учебными материалами на шрифте Брайля, обучением на языке жестов, а также помощниками, которые могут помочь им в изучении учебных материалов, уходе за собой и контроле поведения. . ПМПК должен помочь детям с инвалидностью получить доступ к школе, но не лишать их этой возможности», — подчеркнула она.
«Считаем необходимым реформировать работу психолого-медико-педагогических консультаций. Заключения ПМПК не должны быть фактически обязательным условием для зачисления ребенка-инвалида в школу. ПМПК должен сосредоточиться на формах поддержки детей, необходимых для получения образования в школе», — сказала Ажар Сагандыкова.