Казахстан экспортирует примерно 4,5–6 млн тонн нефти ежемесячно, при этом основным покупателем остается Европейский союз (ЕС). Однако спрос на казахстанскую нефть растет и на азиатских рынках, считает эксперт Института экономических исследований (ИЭИ) Ернар Серик.
По его словам, экспорт нефти из страны увеличился в азиатские страны, особенно в Китай, Индию, Южную Корею и Турцию.
Серик сообщил AstanaTimes, что среднемесячная доля европейских стран снизилась с 83 процентов в марте 2018 года до 73 процентов в феврале 2022 года.
«Но в целом я не могу сказать, что страны ЕС сократили импорт нефти из Казахстана. Например, Германия, крупнейший импортер казахстанской нефти, купила в прошлом году 86,3 млн тонн на 62,5 млрд долларов, что почти на 7 млн тонн больше, чем в 2021 году, а Франция закупила от 36,3 до 43,6 млн тонн», — сказал Серик.
Эксперт ERI отмечает, что российско-украинский конфликт лишь ускорил азиатскую диверсификацию экспорта казахстанской нефти.
Он сказал, что среднемесячная доля импорта нефти европейскими странами достигла 63 процентов в период с марта 2022 года по февраль 2023 года, а 35 процентов казахстанской нефти идет в Азию.
Однако говорить о том, что Казахстан уже доминирует в экспорте нефти на азиатские рынки, еще рано.
Несмотря на то, что значительная часть мирового экспорта нефти идет в азиатские страны (около 58 процентов или 600-650 миллиардов долларов в год), по словам Серика, доля Казахстана еще не достигла значительного процента, что указывает на то, что есть возможности для роста. Однако он отметил, что страна сталкивается с логистическими проблемами.
«Казахстан увеличил свои азиатские поставки до 16,6 млрд долларов в 2022 году, или 35 процентов экспортируемой казахстанской нефти. Это означает, что наша доля в азиатском импорте нефти не превышает даже 3%. Поэтому я считаю, что у Казахстана есть отличные перспективы для увеличения поставок нефти. Важнейшим компонентом является наличие достаточной пропускной способности логистического трубопровода, что может быть проблемой», — сказал он.
Он отметил, что диверсификация экспорта нефти неразрывно связана с инфраструктурой и разнообразием экспортных маршрутов.
В прошлом году Президент Касым-Жомарт Токаев называется за диверсификацию маршрутов экспорта нефти для обеспечения безопасного и бесперебойного экспорта отечественной продукции в условиях сбоев в логистике из-за геополитической ситуации и санкций, заявив, что «Транскаспийский маршрут является приоритетным».
Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТК), также известный как Средний коридор, представляет собой международный коридор, который начинается из Юго-Восточной Азии и Китая и проходит через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и далее в страны Европы.
До сих пор, усилия страны по содействию Средний коридор включено Казахстан вдвое сократит время транзита грузов с 12 до 6 дней.
TITR также вызывает живой интерес со стороны ЕС и Китая. В прошлом году было объявил что ЕС намерен инвестировать в развитие ТИТР, а Китай также выразил заинтересованность в развитии международных транспортных связей через территорию Казахстана.
Во время официального выступления председателя КНР Си Цзиньпина посещать в Казахстан в сентябре прошлого года правительства двух стран подписали меморандум о взаимопонимании по расширению сотрудничества в координации железнодорожных перевозок по маршрутам Китай-Европа и ТМТР.
На этой неделе президент Токаев и президент Азербайджана Ильхам Алиев договорились продолжить реализацию дорожной карты по развитию Среднего коридора, цитируя в официальном коммюнике, что дальнейшее сотрудничество между странами региона в сфере транспорта и транзита отвечает общим интересам. Средний коридор был определен в числе приоритетов национальных транспортных стратегий обеих стран.