5 апреля в Мажилисе выступил вице-министр индустрии и развития инфраструктуры Алмаз Ыдырысов, который пролил свет на текущую структуру ценообразования на авиабилеты в Казахстане. Он отметил, что тарифы на авиабилеты остаются сравнительно дорогими для многих отечественных пассажиров, объясняя это рядом факторов, о которых узнал корреспондент Bizmedia.kz.
Он указал, что в соответствии с международной практикой стоимость билетов не подлежит регулированию. Вместо этого используется механизм ценообразования на основе спроса и предложения на рынке.
Из чего состоит цена авиабилета в Казахстане
Стоимость авиабилетов складывается из нескольких различных компонентов, при этом топливо является самым крупным расходом, составляя примерно одну треть от общей стоимости или 32%. Эксплуатационные расходы составляют 18%, а аренда самолетов и аэропортовые услуги — 18% и 13% соответственно. Расходы на оплату труда составляют 6% от общей стоимости.
Алмаз Ыдырысов отметил, что дефицит авиатоплива на внутреннем рынке и его высокая стоимость сдерживают развитие гражданской авиации в стране и оказывают влияние на ценообразование. В 2022 году наблюдался дисбаланс между выработкой нефтеперерабатывающих заводов (648 тысяч тонн) и потреблением (806 тысяч тонн), который составил 19%.
Авиакомпании тратят около 80% расходов в иностранной валюте на покупку или лизинг ВС, покупку запчастей и т.д. Однако около 80% дохода авиакомпаний получают в тенге, поэтому они вынуждены корректировать стоимость билетов, чтобы покрыть свои расходы из-за давления на валютный курс.
При этом он добавил, что АЗРК принимает меры, если авиакомпании устанавливают слишком высокие цены, что является прямым нарушением Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.
В прошлом году Главная транспортная прокуратура Казахстана и АЗРК провели совместную проверку по вопросу использования казахстанскими авиакомпаниями динамического ценообразования. В результате они выдали соответствующее предписание для обеспечения соблюдения требований. После этого обе организации занялись разработкой нормативно-правового акта, который бы регулировал принцип динамического ценообразования.