Начало апреля для граждан Казахстана омрачилось новостью о повышении цен на бензин и дизельное топливо. Правительство в лице Алихана Смаилова и бывшего министра энергетики Булата Акчулакова в один голос заявляют, что это решение далось непросто и они были вынуждены пойти на такой шаг из-за соседних страх. Общество на это отреагировало по-разному – одни вроде поняли и смирились, другие же возмутились и требуют не повышать стоимость. Корреспондент Bizmedia.kz, в свою очередь, попробовал разобраться в этом трудном вопросе и понять, насколько все серьезно.
Проблема бензина и несколько запретов на вывоз топлива
На самом деле Казахстан уже довольно давно борется с вывозом топлива из страны. Еще в январе власти продлили запрет на вывоз бензина и дизеля до середины 2023 года. Затем и вовсе предложили ввести полный запрет на экспорт топлива всеми видами транспорта. Чуть позже предложение было единогласно принято.
На фоне всех данных запретов у людей появились вопросы. И в середине марта на одном из заседаний правительства у Акчулакова спросили, стоит ли казахстанцам ожидать повышения цен на бензин и дизельное топливо. Министр тогда ответил коротко: «Повышения пока не ожидается».
Люди, как показалось, успокоились и продолжили жить дальше. А вот некоторые начали, несмотря на запреты, тоннами вывозить топливо из страны. Кто куда. Одни везли в Узбекистан, другие в Россию. Об этом было достаточно новостей. Например, вот мужчина из Павлодара хотел заработать и пытался вывезти в Таджикистан бензин АИ-95. Но его поймали и осудили на три года лишения свободы. И таких примеров много. А ведь все это происходило на фоне острого дефицита и совсем недавно.
Возвращаемся в наши дни.
Решение о повышении цен на дизельное топливо и бензин
3 апреля 2023 года экс-министр энергетики Болат Акчулаков сделал заявление, что из-за высоких цен на топливо в соседних странах власти Казахстана решили поднять цены на бензин и дизель.
Акчулаков сказал, что нужно сделать решительный шаг – повысить предельные розничные цены. Таким образом, разница в ценах между Казахстаном и соседними странами может быть сокращена, что обеспечит большую стабильность.
Он также назвал новые цены. Цена на бензин АИ-92 и АИ-93 увеличится с 182-187 тенге (в зависимости от региона) до 205 тенге за литр, что представляет собой рост на 11%. Напротив, цены на дизельное топливо, как ожидается, вырастут в среднем на 20% и составят 230-260 тенге за литр.
Проще говоря, Казахстан может столкнуться с дефицитом топлива. Министр также назвал цены в соседних странах. Например, в России дизель продают почти по 345 тенге за литр (больше на 45%, чем в РК), в Кыргызстане это топливо стоит на 64% больше – 390 тенге за литр. В Узбекистане и вовсе стоимость космическая – 480 тенге за литр, больше на 101%.
Бывший министр добавил, что наши НПЗ работают на пределе. Таким образом, Казахстан своим дешевым топливом фактически субсидирует экономики других стран в ущерб собственным национальным интересам.
Сколько стоит топливо в соседних странах
Корреспондент Bizmedia.kz решил узнать, реальные ли цифры назвал Акчулаков. Согласно информации на портале Globalpetrolprices.com, средняя цена на дизель в России по состоянию на 27 марта 2023 года составляет 57.850 рубля или 329,91 тенге по курсу 5.70. Чуть меньше, но очень близко. Бензин стоит 51.590 рубля или 294,21 тенге за литр по тому же курсу.
В Узбекистане литр бензина стоит 10,751.500 сумов или 0.945 доллара, или 428,48 тенге по состоянию на 27 марта 2023 года. Дизель – 479 тенге. В Кыргызстане дизельное топливо продается по 75.17 сомов или 389,88 тенге, бензин – 313,64 тенге.
В итоге видно, что Акчулаков почти по всем показателям оказался прав.
Казахстанцы страдают из-за России, Узбекистана и Кыргызстана
В итоге получается, что из-за «бизнесменов», которые тоннами вывозили топливо из Казахстана, и граждан соседних стран, которые тоже вывозили бензин и дизель, вызвали дефицит и повышение цен. Опять страдает простой народ нашей страны.
Важно заметить, что топливо в РК дешевле, чем во многих странах мира. И, к сожалению, а может и нет, благами нашей страны пользуются и соседи. Изменить это крайне трудно.
Вот немного занимательной статистики, которую мы публиковали совсем недавно. Казахстан по факту недополучает огромнейшие деньги, ведь вместо того, чтобы продавать бензин и дизель по рыночным ценам, он реализуется за очень низкую стоимость. К примеру, из нашей страны ежедневно выезжают приблизительно 3 тысячи грузовиков, бак каждого из них вмещает по 200-300 литров.
Получается, что лишь один грузовой транспорт имеет «силу» вывезти из Казахстана 270 миллионов литров топлива лишь за какой-то год. В деньгах это 54 миллиарда тенге, говорил эксперт. За 10 лет Казахстан потерял как минимум 540 миллиардов тенге. А еще есть легковые автомобили и серые экспортеры. Цифра наверняка выше.
Как подорожание бензина и дизеля повиляет на жизнь казахстанцев
«Как вы знаете, Министерство энергетики вчера опубликовало проект решения об изменении цен на бензин и дизельное топливо. Это непростое решение, но мы вынуждены его принять. Если сейчас этого не сделать, то в ближайшее время мы столкнемся с дефицитом ГСМ», – сказал Алихан Смаилов после заседания правительства 4 апреля.
Однако все тот же Акчулаков в этот же день заявил, что повышение стоимости ГСМ не повлияет на другие товары.
«Если вы посмотрите статистику 2021 и 2022 годов, цены не менялись на топливо, но товары все это время все-таки жили своей жизнью», – отметил он.
В Министерстве торговли же уверенно заявили, что из-за этого не ожидается роста цен на продукты. Глава ведомства Серик Жуманрагин сказал, что многие производители в стране не работают на бензине или дизеле, они работают на газе, а он пока не дорожает.
Вывод
Считаем, что роста цен попросту было не избежать. Власти 2 года не повышали стоимость ГСМ. Однако, судя по всему, время пришло и народ к этому очень долго готовили, хотя в социальных сетях чувствуется недовольство людей.
Главное, чтобы теперь не поползли вверх цены и на другие товары, ведь только-только начала замедляться инфляция. Если же это произойдет, то правительству придется выкручиваться и искать решения новой проблемы, ведь, как мы все знаем, в Казахстане постоянно что-то да дорожает и причины почти всегда извне. Сначала винили кризис, потом пандемию, далее геополитическую обстановку, теперь – соседние страны. Хотя и внутри республики существует достаточно проблем, которые обязательно нужно решить.