В Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) подвели экономические итоги для страны за последние 10 лет. По мнению экспертов, экономический рост страны больше связан с ценами на нефть, нежели параметрами бюджета, сообщает Bizmedia.kz.
Финансисты выделили несколько ключевых моментов формирования бюджета
За последнее десятилетие государственный бюджет Казахстана пережил рост доходов в три раза — с 6,4 триллиона в 2013 году до 20,2 триллиона тенге к 2022 году. Одновременно расходы выросли с 6,9 до 21,5 триллиона тенге, поскольку дефицит увеличился с 0,7 до 2,2 трлн тенге. И при этом динамика роста не зависит от параметров бюджета, а сильно коррелирует с колебаниями цен на нефть, коэффициент корреляции – 0,73.
Усиливающийся дефицит бюджета сдерживается госзаимствованиями. В 2013 году сумма задолженности государства составляла всего 0,5 триллиона тенге, а к 2022 году эта цифра выросла до 3,2 триллиона тенге, то есть в 5,7 раза.
Чаще всего для финансирования дефицита бюджета, кроме 2015-2016 годов, использовались ГЦБ, чей объем вырос до 14,2 трлн в прошлом году (против 3,6 трлн в 2013 году).
Процентная ставка вознаграждения по ГЦБ демонстрирует рост, особенно в 2022 году, когда произошло повышение на 180 базисных пунктов в связи с резким ростом инфляции и повышением базовой ставки.
Национальный фонд Республики Казахстан тоже является источником финансирования государственного бюджета. За 10 лет изъяли 65% всех полученных доходов. В 2015 году наблюдалось увеличение объема средств в результате перехода на плавающий курс тенге.
Баланс Нацфонда в тенге поддерживается за счет его обесценивания, в то время как его валютные резервы резко сократились на 22% с 2013 года. Это связано как с их продажей для перечисления средств в государственный бюджет, так и с неблагоприятными рыночными условиями, такими как снижение стоимости акций и облигаций.
Нацбанк удерживает на достаточно высоком уровне базовую ставку, однако это не снижает денежную массу и инфляцию, но может стать тормозом для экономического роста.
Прогнозируется, что в 2023-2025 годах тенденции останутся неизменными. По оценкам, к 2025 году дефицит государственного бюджета страны достигнет 3,9 трлн тенге, а государственный долг вырастет на 42%.
При том, что из Нацфонда продолжают изымать по 4 трлн тенге с 202 года, его объемы будут зависимы от ситуации мире сырьевых и финансовых рынков.
Что в итоге?
В течение десятилетия расходы государственного бюджета Казахстана превышают доходы, даже с учетом регулярных отчислений из Национального фонда. Целью такого постоянного увеличения расходов является обеспечение процветающего экономического роста и поддержание качества жизни казахстанцев.
Эксперты считают, что развитие экономики страны в значительной степени зависит от цен на нефть, поскольку она по-прежнему базируется на экспорте, а заметную долю ВВП получают компании, участвующие в разведке, добыче и транспортировке нефти.
Для финансирования государственного бюджета текущая фискальная политика остается стимулирующей, что приводит к росту государственного долга и изъятию средств из Национального фонда. Кроме того, в сочетании с регулярными девальвациями инвестиций, находящихся в суверенном фонде, эти средства запрещают любой рост его капитала (до 100 миллиардов долларов к 2030 году).
После перехода к инфляционному таргетированию в 2015 году, Нацбанк придерживается сдерживающей монетарной политики и удерживать базовую ставку выше инфляции. Это стимулирует к более бережливому поведению агентов. Но этого недостаточно для борьбы с инфляцией, поскольку существуют немонетарные факторы, такое как высокая импортозависимость.
По обновленному прогнозу социально-экономического развития Казахстана подобные тенденции сохранятся на ближайшее время. Дефицит бюджета будет усиляться, требовать больше заимствований, они потребуют обслуживание, которое последует за базовой ставкой.
А международные рейтинговые агентства (в частности эксперты S&P) предупреждают, что сокращение Нацфонда, ситуация по внешнему долгу и рост дефицита бюджета приведут к снижению кредитного рейтинга Казахстана в целом.
Если правительство продолжит стимулирующие меры, а Нацбанк сдерживающие, то это станет причиной ухудшения экономических показателей Казахстана. На фоне мировой экономической рецессии это повлечет снижение притока зарубежного капитала в страну.