Помимо того, что Казахстан является девятой по величине страной в мире, он является крупнейшей страной, не имеющей выхода к морю. Страна активно участвует во внешней торговле на протяжении десятилетий, полагаясь в значительной степени на свои природные ресурсы, такие как нефть, газ и полезные ископаемые.
Тем не менее, за последние несколько лет во внешней торговле Казахстана произошли значительные изменения из-за нескольких факторов, включая пандемию COVID-19 и волатильность мировых цен на ключевые экспортные товары Казахстана.
Из рекордных $134,4 млрд в 2022 году экспорт достиг $84,4 млрд, увеличившись на 39,9% в номинальном выражении, а импорт достиг $50 млрд, увеличившись на 20,8% в номинальном выражении.
По последним данным Министерства национальной экономики Казахстана, внешнеторговый оборот в январе 2023 года увеличился на 15,7 процента, достигнув 10,3 миллиарда долларов. Экспорт вырос на 0,4 процента до 6,1 миллиарда долларов, в то время как экспорт обработанных товаров вырос на 21,5 процента до 2,1 миллиарда долларов. Импорт товаров достиг $4,2 млрд.
Всплеск товарооборота, однако, связан с общим ростом цен, сказал эксперт Института экономических исследований в Астане Ернар Серик.
«По моим оценкам, ежегодный рост товарооборота более чем на 32 процента во многом обусловлен рекордными ценами на сырьевые товары и металлы, а также в целом высоким уровнем мировой инфляции в 2022 году. Например, в прошлом году мы произвели расчеты, которые показали, что реальный рост казахстанского экспорта за девять месяцев 2022 года составил 3 процента, а номинальный объем вырос на 47,5 процента. Это означает, что рост на 44,5 процента из 47,5 процента является ценовым фактором», — пояснил он в комментарии к этой истории.
Фактически, темпы инфляции во всем мире достигли рекордно высокого уровня. Годовой уровень инфляции в Аргентине превысил 100 процентов в феврале, уровень инфляции в Соединенных Штатах вырос в годовом исчислении на 6,4 процента, а в ЕС инфляция, измеряемая индексом потребительских цен, утроилась, достигла годового показателя в 9,2 процента.
С кем торгует Казахстан
По словам Ернара Серика, за последние пять лет во внешней торговле Казахстана наблюдались взлеты и падения из-за многих факторов. Тем не менее, динамика торговли остается практически прежней.
Казахстан больше всего торговал с Китаем, Россией, Францией, Италией, Нидерландами, Испанией, Южной Кореей, Турцией, США и Узбекистаном.
Италия является крупнейшим экспортером Казахстана, на долю которого приходится 16,4 процента экспорта, согласно данным Бюро национальной статистики Казахстана за январь-декабрь 2022 года. Экспорт в Италию в этот период достиг $13,9 млрд.
Ключевыми экспортерами Казахстана также являются Китай (15,6 процента), Россия (10,4 процента), Нидерланды (6,5 процента), Турция (5,6 процента) и Республика Корея (5,4 процента), в то время как основными импортерами являются Россия (34,7 процента), Китай (21,9 процента), Германия (4,5 процента), Соединенные Штаты (3,8 процента), Турция (3,2 процента) и Республика Корея (3,1 процента).
Говоря об изменении тенденций во внешней торговле Казахстана, Серик сказал, что одним из них является рост объемов торговли с Китаем.
Китай является одним из крупнейших торговых партнеров Казахстана помимо России, а Казахстан является его крупнейшим торговым партнером в Центральной Азии. В прошлом году две страны торговали рекордными $31,2 млрд, по данным посольства Казахстана в Китае. Главы двух государств договорились к 2030 году увеличить товарооборот до $35 млрд.
«С 2022 года происходят постепенные изменения во внешнеторговых потоках Казахстана. Например, в структуре импорта страны Китай уже почти догоняет Россию, это связано как со снижением темпов роста российского импорта, так и с ростом китайского импорта», — сказал Серик.
Казахстан увеличил импорт пластмасс и каучука из Китая на 45 процентов, текстиля и текстильных изделий на 23,4 процента, машин и оборудования на 21,4 процента. Также увеличились поставки сельскохозяйственной продукции в Китай на 133,7 процента, сырой энергетической продукции – на 58 процентов, химической продукции – на 25,2 процента.
«Мы также отмечаем, что мы стали больше торговать со странами Тюркского совета, в которые входят Турция, Узбекистан, Кыргызстан и Азербайджан, доля которых достигла почти 10 процентов в казахстанском товарообороте», — сказал Серик.
Визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Астану в октябре 2022 года способствовал торговым связям между двумя странами. Такой же импульс был придан казахстанско-узбекским торговым отношениям после визита Токаева в Ташкент в декабре 2022 года.
В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который входят Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения, за 12 месяцев прошлого года товарооборот между Казахстаном и странами ЕАЭС составил $28,3 млрд, что в номинальном выражении на 6,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Экспорт товаров достиг $9,7 млрд, увеличившись на 24,3%, а импорт достиг $18,6 млрд, снизившись на 0,9%. Среди стран ЕАЭС Россия является главным торговым партнером, на долю которого приходится 92,3 процента.
Такая же динамика продолжилась и в начале 2023 года, при этом товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС в январе достиг $2,1 млрд, что на 19,1% больше в номинальном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Казахстанский экспорт товаров составил $932,7 млн, а импорт достиг $1,2 млрд.
Ключевыми статьями экспорта Казахстана в эти страны являются руды, нефтепродукты, полуфабрикаты из нелегированной стали, прутки из нелегированной стали и автокомпоненты. При этом Казахстан в основном импортирует стальной прокат, руды, уран, оксиды и гидроксиды алюминия, цинк.
Торговые связи с Европейским союзом (ЕС) также выросли в последние годы. В прошлом году товарооборот достиг рекордного уровня в $40 млрд, что на 27,6% больше, чем в 2021 году, сообщил заместитель министра иностранных дел РК Роман Василенко на пресс-брифинге Службы центральных коммуникаций 10 марта.
Помимо торговли, растут и инвестиции. ЕС является крупнейшим торговым и инвестиционным партнером Казахстана с общим объемом прямых иностранных инвестиций (ПИИ) более $160 млрд. По словам Василенко, за девять месяцев 2022 года поток ПИИ из Европы в Казахстан увеличился на 10 процентов, превысив $8 млрд. Около 30 процентов внешней торговли Казахстана приходится на страны ЕС.
«Казахстан является единственной страной в регионе, которая подписала и ратифицировала соглашение «второго поколения» о расширенном партнерстве и сотрудничестве с ЕС и его государствами-членами. Области сотрудничества не ограничиваются 29, как определено в соглашении. Например, в прошлом году мы начали работать по новым направлениям, таким как редкоземельные металлы, зеленый водород, аккумуляторы, развитие транспортно-логистического потенциала, а также диверсификация цепочек поставок товаров», — сказал Василенко на брифинге.
Что экспортирует и импортирует Казахстан?
Основную долю товаров по экспорту за январь-декабрь 2022 года составили такие товары, как сырая нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных полезных ископаемых (55,6 процента), рафинированная медь и медные сплавы (4,4 процента), ферросплавы (3,8 процента), радиоактивные химические элементы и радиоактивные изотопы (3,1 процента), медные руды и концентраты (2,8 процента), нефтяные газы и газообразные углеводороды (2,6 процента), пшеница и меслин (2,3 процента).
Казахстан в основном импортирует автомобили (3,6 процента), телефонные аппараты (3 процента), лекарства (2,7 процента), компьютеры и вычислительные устройства (2,4 процента), автомобильные блоки и кабины (2,1 процента), самолеты и летательные аппараты (1,7 процента), а также нефть и нефтепродукты (1,6 процента), среди других товаров.
Диверсификация экспорта
Казахстан уже несколько лет работает над диверсификацией своего экспорта, чтобы уменьшить свою зависимость от энергетического сектора и повысить конкурентоспособность своей экономики. Диверсификация экспорта также является одной из ключевых задач, но сложной для страны.
Казахстан поставил амбициозную цель довести объем несырьевого экспорта товаров и услуг до $41 млрд, в том числе несырьевых товаров до $29,5 млрд и услуг – $11,5 млрд. Эти цели обозначены в национальном проекте «Устойчивый экономический рост страны», принятом в 2021 году.
По данным Министерства торговли и интеграции РК, несырьевой товарооборот между Казахстаном и третьими странами в 2022 году достиг $48,6 млрд, что на 33,5% выше, чем в 2021 году. Экспорт несырьевых товаров из Казахстана в третьи страны в 2022 году вырос на 24,8 процента, достигнув $18,9 млрд.
Основными странами-экспортерами Казахстана по объему обработанных товаров являются Китай, Узбекистан, Турция и Нидерланды.
Влияние западных санкций против России
Поскольку Россия является основным торговым партнером Казахстана с многочисленными торговыми связями, западные санкции против России повлияли на экономику Казахстана. Казахстан экономически тесно связан с Россией, и все внутренние и внешние шоки в российской экономике напрямую влияют на Казахстан.
«Беспрецедентные санкции, введенные против России, уже оставляют свой след. В четвертом квартале 2022 года импорт из России упал на 13 процентов, в то время как импорт из Китая вырос на 54 процента за тот же период. Что касается экспорта, мы видим, что многие экспортеры ищут новые рынки или новые логистические маршруты в обход России, что также окажет влияние в долгосрочной перспективе», — сказал Серик.
Усилия Казахстана по продвижению внутреннего экспорта
Страна также активно продвигает свой экспорт на другие рынки, уделяя особое внимание не нефтяному экспорту, в более широких усилиях по диверсификации своей экономики.
Программа Export Acceleration, реализуемая Центром развития торговой политики QazTrade при Министерстве торговли и интеграции, помогает казахстанским несырьевым компаниям выходить на внешние рынки. Только в 2023 году в этой программе смогут принять участие 110 компаний из пищевого, легкого, химического, машиностроительного и сервисного секторов. Отбор кандидатов продолжался до 24 февраля.
Казахстанские компании также смогут получить доступ к платформе Alibaba, ведущему мировому рынку, в рамках другой программы, управляемой QazTrade. Обязательным условием для этого является наличие готовой продукции и оцифрованного контента на собственном сайте. В 2020-2022 годах 220 компаний и экспортеров получили счета на Alibaba за счет государства.
Центр реализует эти программы уже четвертый год, давая возможность почти 500 казахстанским компаниям продвигать свой экспортный потенциал. Совокупный объем продаж участников программ центра в 2022 году превысил $800 млн.
Торговое партнерство также продвигается через торгово-экономические миссии, где казахстанские бизнесмены, являясь членами делегации страны, посещают государственные учреждения, торговые сети, склады, национальные компании зарубежных стран и встречаются с потенциальными партнерами для исследования покупательной способности. В этом году торгово-экономические миссии пройдут в 10 странах мира, а национальные стенды Казахстана будут представлены на международных выставках в Шанхае, Стамбуле, Дублине, Москве и Абу-Даби.
«Основным результатом мер государственной поддержки станет улучшение показателей конкурентоспособности и повышение экспортной готовности казахстанских предприятий», — сказала заместитель председателя QazTrade Асель Егембердиева.
Предстоящие задачи
Как и большинство стран мира, экономика Казахстана сильно пострадала от пандемии Covid-19. ВВП страны сократился на 2,6 процента в 2020 году, что стало первым сокращением за более чем десятилетие. Пандемия нарушила глобальные торговые потоки и вызвала резкое снижение спроса на ключевые экспортные товары Казахстана, такие как нефть и металлы.
Тем не менее, экономика страны начала демонстрировать признаки восстановления уже в 2021 году, при этом внешнеторговый оборот увеличился на 11,4 процента до 101,5 миллиарда долларов. В 2022 году экономический рост Казахстана превысил 3,1 процента, при этом рост в реальном секторе достиг 3,2 процента, а в сфере услуг – 2,5 процента.
Казахстан также работает над расширением своего экспорта на новые рынки за пределами своих традиционных рынков экспорта энергоносителей. Страна стремится развивать торговые отношения со странами Юго-Восточной Азии, Южной Азии и Африки.
В то время как торговые показатели Казахстана показали признаки улучшения за последние два года, страна по-прежнему сталкивается с рядом проблем. Непрекращающаяся пандемия COVID-19 продолжает нарушать глобальные торговые потоки и влиять на экспорт Казахстана.
«В пандемическом 2020 году произошло 18-процентное снижение внешней торговли Казахстана. А в 2021 году торговля быстро восстановилась и показала рост на 27 процентов, вернувшись к до пандемическому уровню. Такой рост был на фоне падения объемов в 2020 году. [low base effect] и высокие темпы возобновления глобальных цепочек поставок и снятия ограничений COVID-19», — сказал Ернар Серик.
В глобальном масштабе влияние пандемии COVID-19 на мировую торговлю близко к глобальному финансовому кризису 2008-2009 годов, по данным Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД). Последствия включают не только общее снижение мирового спроса, но и многочисленные трансграничные ограничения, закрытие портов и другие логистические сбои. Хотя мировая торговля уже начала восстанавливаться во второй половине 2020 года, пандемия вызвала снижение почти на 2,5 триллиона долларов в 2020 году.
Помимо пандемии, между странами растет конкуренция за внешние рынки. Казахстан не является исключением, а также сталкивается с конкуренцией со стороны других развивающихся рынков, таких как Вьетнам и Индонезия, которая стремится расширить свой экспорт на те же рынки, что и Казахстан.
Несмотря на то, что впереди нас ждут проблемы, усилия Казахстана по продвижению несырьевого экспорта и выходу на новые рынки являются многообещающими признаками будущего экономического роста страны.