Казахстан последовательно демонстрирует свою приверженность миссии ООН, заработав стране репутацию ценного партнера в международном сообществе. В интервью Постоянный представитель Казахстана при ООН Акан Рахметуллин рассказал о ключевых вехах за 31 год сотрудничества, роли Казахстана в системе ООН, приоритетах страны, возникающих новых вызовах.
Вопрос: Каковы основные приоритеты Казахстана в его партнерстве с ООН, и как Казахстан видит свою роль в системе ООН?
Ответ: 2 марта исполнился 31 год с тех пор, как Казахстан стал полноправным членом ООН, а также совсем недавно мы отметили 30-летие присутствия ООН в Казахстане.
Главным приоритетом, безусловно, является обеспечение региональной и международной безопасности и стабильности. Мир нестабилен и это существует уже давно.
Ядерное разоружение и нераспространение являются для нас главным приоритетом. Мы активно участвуем в этой деятельности, включая разоружение в области оружия массового уничтожения и реализацию инициативы нашего президента о создании Международного агентства по биологической безопасности.
Далее, это достижение целей устойчивого развития. Это большой комплекс амбициозных задач, стоящих не только перед Казахстаном, но и перед всеми членами мирового сообщества, включая ликвидацию бедности и противодействие изменению климата.
Мы также уделяем внимание поощрению гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин и девочек. Всего несколько дней назад Комиссия по положению женщин [referring to the 67th Session of the Commission on the Status of Women] начала работу, в которой также участвует казахстанская делегация.
Кроме того, наши приоритеты включают защиту окружающей среды и противодействие изменению климата. Как вы знаете, Президент объявил амбициозную цель по достижению углеродной нейтральности к 2060 году. Это очень амбициозная и сложная задача, так как мы уже видим последствия изменения климата.
Что касается роли Казахстана, то нельзя сказать, что Казахстан играет особую роль среди стран, но тем не менее наша роль характеризуется многовекторной внешней политикой. Как сказал Президент, характер нашей внешней политики должен иметь стратегический баланс. Это продиктовано нашим геополитическим положением, в том числе близостью к таким державам, как Россия и Китай, которые являются членами Совета Безопасности ООН и государствами, обладающими ядерным оружием. Это также Центральная Азия и близость к Афганистану.
Это геополитическое положение также определяет наше поведение в многосторонних структурах, особенно в ООН. За 31 год нашего членства в ООН Казахстан заслужил репутацию авторитетного, ответственного игрока в международных отношениях, предсказуемого и открытого к диалогу, с равноправными и очень хорошими дружественными отношениями со всеми регионами, со всеми странами и со всеми членами ООН.
Глава государства неоднократно указывал на важность продвижения идеи многосторонности, которая здесь действует, потому что ООН – это организация, где каждая страна имеет право голоса. Этот голос оказывает влияние. Это также уважение друг к другу, уважение суверенитета и независимости страны, которая является таким же полноправным членом ООН, как и любая другая.
Вопрос: Какие шаги предпринимает Казахстан для продвижения мира и стабильности на мировой арене?
Ответ: Вопросы мира и безопасности связаны не только с прекращением войны. Хотя в первую очередь существуют войны и конфликты, это также большой набор вопросов, которые связаны с безопасностью и социально-экономическим развитием.
С момента обретения независимости мы занимаем весьма активную позицию в деле содействия ядерному разоружению и нераспространению. Мы избавились от ядерного оружия и подали пример. Мы закрыли Семипалатинский полигон. Это подчеркивается всеми государствами-членами ООН, включая пять государств, обладающих ядерным оружием.
Мы подписали все документы по ядерному разоружению и нераспространению. Недавним документом является Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО). Казахстан является полноправным членом, и более того, мы будем председательствовать в нем в следующем году. Эта организация только что появилась, и мы уже будем третьим по счету председателем.
Казахстан также принимает меры по борьбе с терроризмом. Мы все стали свидетелями смены власти в Афганистане и возросшей угрозы террористической деятельности. В целом, очень сильны террористические проявления во всем мире помимо Афганистана, в том числе на Ближнем Востоке и в Африке. Учитывая глобализацию, эта угроза универсальна, и наша страна не изолирована от этих угроз.
Есть 19 основных документов ООН по борьбе с терроризмом, и мы все их подписали. Кроме того, мы активно участвуем в Совместном плане действий по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН в Центральной Азии (JPoA). В нем предусматриваются шаги, которые страны региона должны предпринять для борьбы с терроризмом.
Что касается гендерного равенства, то безопасность наших женщин и девочек и права человека в целом влияют на общее состояние безопасности.
У нас широкий круг вопросов. Например, помимо безопасности, мы занимаемся вопросами здоровья. Мы вошли в историю как родина Алма-Атинской декларации (1978 г.) и Астанинской декларации (2018 г.) о первичной медико-санитарной помощи. В 1978 году, еще в советское время, в Алматы прошла первая конференция ВОЗ по первичной медико-санитарной помощи и там была принята Алма-Атинская декларация.
Мы также участвуем в миротворческих миссиях ООН – активно присутствуем в Ливане, Мали, Западной Сахаре, Центральноафриканской Республике.
Мы являемся крупнейшей в мире страной, не имеющей выхода к морю, что делает нас более уязвимыми перед внешними факторами. Поскольку у нас нет доступа к внешним рынкам, важно диверсифицировать наши экспортные потоки. Большая группа стран мира [referring to the Group of Landlocked Developing Countries] сталкивается с этим.
Казахстан среди этих государств является не только крупнейшей страной, но и активной стороной, понимающей важность решения проблем таких, как географическая уязвимость государств. Мы председательствовали в этой группе в 2020 и 2021 годах. В него входят 32 страны и 520 миллионов человек. Может показаться, что его не так много в масштабах планеты Земля, но это все равно полмиллиарда человек.
Одной из составляющих мягкой силы является мирное сосуществование религий и национальностей. Такова идея Съезда лидеров мировых и традиционных религий, состоявшегося в Астане в сентябре 2022 года и в котором приняли участие Папа Римский, Верховный Имам Исламского университета Аль-Азхар Шейх Ахмед эль-Тайеб и другие духовные и религиозные лидеры.
Генеральный секретарь ООН выступил с видеообращением и поблагодарил духовных лидеров за вклад в продвижение общих ценностей. Итоговая декларация конгресса была распространена в качестве официального документа текущей 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Помимо важных органов ООН, таких как Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности, существуют также Совет по правам человека и Экономический и Социальный Совет [ECOSOC], где мы являемся полноправными членами. Это наш третий раз в ЭКОСОС и второй раз в Совете по правам человека. Избрание в эти органы свидетельствует о доверии нашей стране и признании наших заслуг, особенно в области экономического и социального развития, а также в вопросах прав человека.
Поскольку Афганистан является нашим соседом, мы очень обеспокоены и заинтересованы в скорейшем установлении там мира и безопасности. Это многострадальная страна, где третье поколение не видело ничего, кроме войны. Казахстан имел стипендиальную программу афганским студентам для обучения в университетах и предоставлял гуманитарную помощь. Когда в августе 2021 года Афганистан столкнулся со сменой власти, возник вопрос о переводе Миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА). Они обратились к нам, и Глава государства выразил готовность разместить МООНСА в Алматы. Теперь, когда ситуация в области безопасности в Афганистане более или менее стабилизировалась, основная миссия отошла назад.
Вопрос: Каковы основные вызовы Казахстана в достижении Целей устойчивого развития (ЦУР)?
Ответ: ЦУР являются универсальными целями, согласованными всеми государствами-членами ООН, включая искоренение бедности, борьбу с неравенством и несправедливостью, борьбу с изменением климата, расширение прав и возможностей женщин, партнерство и защиту планеты. Это не просто громкие слова. Здесь, в ООН, можно почувствовать, насколько остро стоят эти глобальные проблемы, поэтому ЦУР были приняты.
Например, государства-члены, особенно страны Глобального Юга, обеспокоены неравенством, то есть неравным доступом к ресурсам и технологиям. Хотя Казахстан менее уязвим, нам по-прежнему не хватает энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии.
Что касается повестки дня в области изменения климата, то достижение углеродной нейтральности к 2060 году является амбициозной, сложной и в некотором смысле деликатной задачей. Поскольку Казахстан традиционно полагался на добычу полезных ископаемых, нефти и угля, наша промышленность ориентирована на использование таких ископаемых видов топлива, что приводит к выбросам углерода и повышению температуры. Можно себе представить, что переход на новые технологии, замена всех этих газовых турбин и угольных котлов на зеленое топливо – это трудоемкий процесс, требующий не только финансовых, но и технологических и интеллектуальных вложений.
Что касается развития транспортной инфраструктуры, учитывая, что мы изолированная страна, мы также работаем с нашими партнёрами. Важным принципом является превращение стран, не имеющих выхода к морю, в страны, связанные с сушей, через Западную Европу — Западный Китай в качестве транзитного узла для Центральной Азии и Китая.
Большой проблемой также является доступ к воде. В большей степени Казахстан является страной ниже по течению, а значит, мы зависим от наших соседей – Китая, России и стран Центральной Азии.
Эта проблема носит трансграничный характер, и важно достичь взаимопонимания с нашими соседями в вопросах правового регулирования наших отношений.
Доступ к воде является очень деликатным вопросом. Многие эксперты и политологи говорят, что эта проблема имеет более высокий потенциал для возникновения конфликтов в регионе. Мы предложили создать Региональный центр ООН по ЦУР для Центральной Азии и Афганистана в Алматы для преодоления этих проблем и систематизации работы. Наши соседи по региону поддержали нас. Выступая на виртуальном саммите «Голос глобального Юга», наш Президент отметил, что такой центр обеспечил бы наиболее эффективную координацию проектной деятельности ООН в регионе.
Вопрос: Какова позиция Казахстана относительно современного состояния глобального управления и роли ООН в решении ключевых задач, стоящих перед международным сообществом?
Ответ: Вы справедливо отметили, что Президент Казахстана в своем послании Генеральной Ассамблее ООН неоднократно подчеркивал, что многочисленные и зачастую взаимосвязанные кризисы последних лет выявили значительные пробелы в глобальном управлении. Процитирую его: «Они демонстрируют необходимость модернизации и реформирования ООН; ООН должна быть готова к предстоящим вызовам и возникающим возможностям.» Действительно, существует множество проблем. Это неравенство и противоположные взгляды. Возьмем, к примеру, отношение к различным конфликтам, в том числе и в Украине.
Все жалуются на ООН, Генеральную Ассамблею и другие органы, включая Совет Безопасности, которые не могут ни предотвратить, ни остановить конфликт.
Мы, безусловно, поддерживаем реформу, направленную на приведение всей системы Организации Объединенных Наций и ее отдельных органов в соответствие с нынешними реалиями, с тем чтобы она более адекватно отражала проблемы и чтобы эта организация была более гибкой и дееспособной.
Генеральный секретарь ООН старается сделать его максимально гибким, чтобы соответствовать требованиям и ожиданиям всех государств-членов ООН, как говорится, никого не оставить без внимания. Это не просто проблема ООН как организации или Совета Безопасности. Это проблема государств-членов. Это просто проекция – происходящее в ООН – это проекция отношений, противоречий, каких-то столкновений интересов, столкновений каких-то цивилизационных и культурных подходов к вопросам жизни, вопросам развития.
Я думаю, что здесь важно стремиться к восстановлению доверия. Доверие между странами находится в критической точке. Если доверие будет восстановлено, то будет легче самой организации.
Казахстан неоднократно предлагал свои услуги по посредничеству в некоторых конфликтах. Мы активно проводим Астанинский процесс по сирийскому конфликту. Президент находится в регулярных беседах с президентами Украины и России, предлагая посреднические услуги.
Важно понять эти противоречия и постараться их сгладить. В начале нашего разговора мы говорили о роли Казахста как крупное государство и с таким геополитическим положением. Основываясь на многовекторной политике и стратегическом нейтралитете, он мог бы сыграть такую роль в сближении позиций.
Вопрос: Как Казахстан уравновешивает свою приверженность региональной интеграции с более широкими международными целями и обязательствами?
Ответ: На самом деле, здесь нет особой необходимости в балансе, это происходит естественным образом. Наша приверженность региональной интеграции направлена на развитие взаимовыгодного равноправного сотрудничества, и это никоим образом не противоречит нашим обязательствам. Генеральная Ассамблея регулярно принимает резолюции, в которых подчеркивается важность сотрудничества с такими организациями, как Организация Договора о коллективной безопасности, Организация исламского сотрудничества и Содружество Независимых Государств.
Это наглядно показывает, насколько переплетено и взаимосвязано все в современном мире. ООН понимает, что она состоит из таких региональных образований, поэтому ответ здесь очевиден – она способствует развитию самой системы ООН.
Например, Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии также является одним из таких компонентов, поскольку он касается региональной безопасности, но он очень активно и практически служит вопросам безъядерного развития и разоружения.
Вопрос: Казахстан играет активную роль в содействии ядерному разоружению и нераспространению. Как страна оценивает нынешнее состояние глобальных усилий по решению проблемы ядерного оружия и какие шаги она предпринимает для достижения целей в области разоружения и нераспространения?
Ответ: Это очень важный вопрос, особенно сейчас, когда риторика об угрозах возможного применения ядерного оружия усилилась. Хотели бы отметить, что в целом ситуация вокруг глобальных усилий по избавлению мира от ядерного оружия оставляет желать лучшего. Фактически, конфронтация между крупными ядерными державами препятствует согласованным действиям по полной ликвидации ядерных арсеналов. Мы видим, насколько глубоки противоречия между, например, США и Россией. Две ядерные державы, которые сейчас занимают непримиримую позицию по многим вопросам. Сближения нет.
Кроме того, повод для беспокойства вызывают события вокруг Договора между Россией и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, также известного как СНВ-III, поскольку Россия недавно объявила о приостановке участия в этом договоре.
Это, конечно, такой ключевой глобальный вопрос. Это две крупнейшие ядерные державы, чье совокупное ядерное оружие во много раз больше, чем у трех других государств, обладающих ядерным оружием.
Есть пять стран де-юре — они признаются во всех международных договорах как страны, обладающие ядерным оружием. Есть де-факто страны, то есть страны, которые, как мы знаем, имеют оружие и ядерные технологии. Но никто из них не предпринимает шагов по сокращению производства и использованию этого «ядерного щита» в своей внешнеполитической риторике. Напротив, по мере роста противоречий и снижения уровня доверия все больший упор делается на ядерное оружие.
В этом контексте мы должны признать, что нам необходимо найти пути урегулирования этих разногласий. Мы призываем эти государства, обладающие ядерным оружием, прийти к соглашению.
Это сложный вопрос, но он требует времени, и мы, конечно, не хотим, чтобы это превратилось в очередной кризис и ядерную гонку. Мы надеемся, что здравый смысл возобладает, и, конечно, мы надеемся на коллективную волю государств, которые не обладают ядерным оружием, но активно продвигают идею глобального разоружения.
Казахстан принимал активное участие в разработке Договора о запрещении ядерного оружия и одним из первых государств подписал и ратифицировал его. Сейчас мы являемся полноправным членом, и он вступил в силу. Как я уже сказал, в следующем году мы будем председательствовать на конференции по этому договору в течение двухлетнего периода. Конечно, трудно влиять на эти государства, но тем не менее, учитывая, что у нас такие стратегические отношения с Россией, Китаем, США, мы, безусловно, постараемся убедить их на двустороннем уровне и в рамках различных многосторонних договоров, чтобы, по крайней мере, снизить интенсивность этой риторики. Это было бы первым шагом к тому, чтобы начать немного разоружаться и меньше полагаться на ядерное оружие.
Читайте также:
- 648 грузовиков, перевозящих гуманитарную помощь ООН, пересекли северо-запад Сирии
- ООН реализовала более 400 проектов в Казахстане
- Казахстан отмечает 31 год со дня вступления в ООН: приверженность международным принципам
- Конституционный суд Казахстана и ПРООН подписали меморандум о взаимопонимании
- Глава МИД РК Мухтар Тилеуберди встретился с руководителями органов ООН в Алматы
- ООН: Каждые 2 минуты из-за беременности или родов умирает 1 женщина
- В ООН по вопросу вывода российских войск из Украины Казахстан воздержался от голосования